Главная » 2013 » Май » 28 » ВЫРАВНИВАЯ ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
ВЫРАВНИВАЯ ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
01:30
Актуально
ВЫРАВНИВАЯ ПЕНСИОННЫЙ ВОЗРАСТ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
Ернар Жумабеков, директор Кызылординского областного филиала Национального банка РК В настоящее время в 19 странах ОЭСР пенсионный возраст увеличен и выровнен для женщин и мужчин, а в 5 странах (Греция, Польша, Латвия, Венгрия, Украина) данное выравнивание уже запланировано. Все реформы растянуты по времени, предусматривая постепенное повышение пенсионного возраста, что снижает влияние на предпенсионную группу населения. Сейчас трудно точно сказать, кто изначально поднимал вопрос выравнивания пенсионного возраста женщин и мужчин. Данная мера предлагалась как международными организациями (Всемирным Банком), так и рядом отечественных экспертов. В Казахстане в целях выработки основных стратегических направлений проведения пенсионной реформы Постановлением Правительства Республики Казахстан в мае 1997 года была утверждена Концепция1 реформирования системы пенсионного обеспечения в Республике Казахстан, в которой, в частности, предусматривалось постепенное повышение и выравнивание предельного возраста выхода на пенсию мужчин и женщин в период до 2016 года. Национальный банк, руководствуясь объективными демографическими факторами, поддержал необходимость данной меры. Необходимо двигаться по направлению комплексного совершенствования системы пенсионного обеспечения. Это значит Обязательность профессиональных пенсионных взносов (ОППВ), которые будут вноситься за счет работодателей (ставка – 5% от дохода работников, занятых в тяжелых и вредных производствах), постепенное выравнивание пенсионного возраста женщин и мужчин (на уровне 63-х лет), принятие административных мер: установление связи между солидарной и накопительной компонентами пенсий, улучшение налогового администрирования. Также базовая пенсия (демогрант) не должна выплачиваться при достаточности накоплений. Это позволит направить бюджетные средства более адресно на поддержку социально уязвимых слоев населения. В Казахстане соотношение работающего населения и пенсионеров остается низким и продолжает падать. Фактическое соотношение работающего населения и пенсионеров составляет 2,1 к 1, что является очень низким показателем (международный опыт показывает, что данное соотношение должно быть в пределах 5 к 1). Когда падает это соотношение, соответственно падает и размер пенсии, вследствие этого необходимо повышать налоги или пенсионный возраст, или соглашаться на сокращение пенсии. Общая доля пенсионеров ко всему населению по республике в насто-ящее время составляет 10%. По оценке исследования ООН к 2050 году данное соотношение удвоится. Продолжительность жизни населения растет постоянно, и решать вопрос через регулярное увеличение налогов неразумно. Вопрос расширения охвата населения к накоплению является фундаментальным и является условием успешного функционирования любой пенсионной системы. Данный вопрос даже более важен для государственного бюджета. Фактическая численность регулярно отчисляющих пенсионные взносы (4,1 млн. чел.) составляет менее половины от занятого населения. При регулярном и полноценном отчислении обязательных пенсионных взносов в среднем накопления вкладчиков были бы в 2,4 раза больше (в условиях существующей средней заработной платы 10 млн. тенге накоплений на 1 человека будут к 2030-2031 гг., что является достаточным для обеспечения пенсионных выплат). Также при повышении пенсионного возраста сокращается количество пенсионеров. Сами посудите, 70% пенсионеров составляют женщины (1,2 млн.), 36% от 1,2 млн. человек – это женщины в возрасте 58-63 лет. Согласно данным статистики, число безработных женщин больше чем мужчин на 14 п.п., также женщин пенсионного возраста больше чем мужчин на 44 п.п. По достижении пенсионного возраста продолжительность жизни у мужчин 13 лет, у женщин – 21 год. Т.е. столько лет по статистике живут мужчины и женщины после достижения пенсионного возраста. Таким образом, женщины при более продолжительном горизонте дожития после выхода на пенсию имеют меньший срок накопления средств (до 58 лет). Накопления женщин почти в 2 раза меньше, чем у мужчин. С повышением пенсионного возраста для женщин появится возможность работать дольше, увеличивая накопления. Количество женщин в возрасте 58-63 лет составляет 26% от общего количества пенсионеров, что говорит о возможности более эффективного расходования средств бюджета. Оценочная экономия расходов бюджета на выплату пенсий ($19,6 млрд. за 11 лет). В первую очередь в Казахстане отсутствует возможность досрочного выхода на пенсию в общем порядке, т.е. только для определенной группы лиц. При этом существует право на до-срочное получение пенсионных вы-плат из собственных накоплений. Данное право может быть реализовано вкладчиком в следующих случаях: - за счет обязательных пенсионных взносов: мужчины по достижении пятидесятипятилетнего возраста и женщины - пятидесятилетнего возраста при достаточности пенсионных накоплений для обеспечения выплаты не ниже размера минимальной пенсии (только при заключении договора пенсионного аннуитета со страховой организацией); - за счет обязательных профессио-нальных пенсионных взносов: по достижении пятидесятилетнего возраста, при наличии стажа работы по профессии, входящей в перечень профессий, определенный Правительством Республики Казахстан, не менее пяти лет. Система добровольных профессио-нальных накоплений, к сожалению, не получила должного развития. Так, по состоянию на 1.01.2013г. на 4 225 счетах было накоплено 0,1 млрд. тенге за счет добровольных профессиональных пенсионных взносов. Учитывая, что пенсионный возраст для работников вредных и опасных профессий должен быть ниже установленного уровня, необходимо введение обязательности профессиональных пенсионных взносов за счет средств работодателя. Основные параметры обязательных профессиональных взносов (ОППВ): - вкладчиком ОППВ является работодатель, ставка 5%; - не все работодатели будут отчислять ОППВ, а только по перечню профессий, отнесенных к вредным, который будет утверждаться Правительством и периодически пересматриваться; - единственный способ накопить достаточно средств для раннего выхода на пенсию (начиная с 50 лет); - накопления формируются за счет: ОПВ (10%) + ОППВ (5%) + ДППВ (5%). Итого до 20% от дохода работника будут сберегаться для обеспечения его пенсии; - повышение социальной защиты работников вредных производств и ответственности работодателя; - сохранение нормы по налоговой преференции в части отнесения на вычеты профессиональных пенсионных взносов из налогооблагаемой базы работодателя (КПН). Государство не снимет с себя ответственность по пенсионному обеспечению своих граждан. В свое время Казахстан выбрал наиболее эффективную модель системы пенсионного обеспечения, которая является симбиозом различных систем, включая в себя солидарный компонент. Сохранение солидарного компонента как элемента пенсионного обеспечения необходимо для тех, чья трудовая деятельность приходилась на период функционирования солидарной системы до 1998 года. При этом данный компонент в перспективе не будет расти, а основной функцией бюджета будет борьба с бедностью (демогрант). В этой связи необходимо изменение политики выплаты базовой пенсии. Существующая система базовой пенсии в Казахстане предполагает выплату в равном размере всем пенсионерам без исключения, и его размер устанавливается законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год с поэтапным приближением к прожиточному минимуму. В перспективе демогрант должен выплачиваться только тем, у кого недостаточно накоплений или нет накоплений вообще, а также его роль должна заключаться в борьбе с бедностью. Таким образом, это позволит оптимизировать социальные расходы государственного бюджета и направить их более адресно. В целях социальной поддержки малообеспеченных слоев населения (например, домохозяек, женщин с детьми и пр.) считаем необходимым совершенствование системы выплаты демогранта путем осуществления дополнительных денежных выплат определенным социальным категориям населения. Также возможно рассмотрение проведения пересчета пенсионных выплат в зависимости от трудового стажа (до 1998 года). Это позволит устранить существующие перекосы в размерах солидарных пенсий у пенсионеров, состоявшихся в разные периоды времени, а также повысить размеры пенсий лицам, получающим минимальные размеры пенсий при наличии полного трудового стажа. (1Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 мая 1997 года N819 Об утверждении концепции реформирования системы пенсионного обеспечения в Республике Казахстан).
Категория: ОБЩЕСТВО | Просмотров: 601 | Добавил: kv | Рейтинг: 1.0/1 |

Разделы новостей

Календарь новостей

«  Май 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Друзья сайта

Статистика




Дизайн, разработка, поддержка - Кан Дмитрий