Главная » 2013 » Июль » 16 » ТЕАТРАЛЬНЫЙ САБАНТУЙ В КАЗАНИ
ТЕАТРАЛЬНЫЙ САБАНТУЙ В КАЗАНИ
23:20
Фестиваль
ТЕАТРАЛЬНЫЙ САБАНТУЙ В КАЗАНИ
Владимир ВОРОБЬЁВ
 Наша газета уже писала о том, что из Казани вернулась группа артистов Кызылординского областного музыкально-драматического театра им. Н. Бекежанова, которая участвовала в XI Международном театральном фестивале тюрских народов «Науруз». Кызылординцы показали спектакль «Одноглазый» («Тобекоз») по пьесе турецкого драматурга Тургая Нара. Постановка казахстанских артистов оказалась в числе лучших и была тепло принята зрителями. – Мы с большим удовольствием участвовали в фестивале, – говорят режиссеры-постановщики Хусеин Амир-Темир и Онталап Нурмаха-нов, – наши артисты играли с особым вдохновением. Гордимся тем, что театральное искусство Казахстана представляли мы, кызылординцы. Фестиваль «Науруз» объединяет театры тюркоязычных народов, отражает неповторимость культурной сокровищницы каждого тюркского народа, укрепляет творческие связи и взаимно обогащает театральную культуру тюркских стран. Усилия организаторов фестиваля были направлены на то, чтобы представить разные направления современного театра в Алтае, Башкирии, Татарстане, Туве, Чувашии, а также Казахстане, Азербайджане, Киргизии, Туркмении и Турции. Традиционно спектакли (а их было показано в этом году около тридцати) обсуждаются коллегией авторитетных театральных критиков из разных стран. Творческим коллективам даются рекомендации, пожелания и советы. Режиссёрам и актёрам, всем, кто участвует в создании спектакля, это очень важно слышать. Свежий независимый взгляд профессионалов-коллег помогает найти немало интересных моментов, над которыми коллектив будет работать в дальнейшем. Удачные решения будут применяться в будущих постановках. Анар Еркебай, театровед, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Института литературы и искусства им. М. Ауэзова, хорошо знакома с творчеством театрального коллектива из Кызылорды. Её точка зрения о спектакле «Одноглазый» во многом совпадает с мнением жюри Казанского фестиваля и специалистов театрального искусства. И вот что А. Еркебай пишет о работе наших земляков: «Пьеса написана на основе одного из сюжетов книги «Коркыт-ата». В легенде рассказывается о богатыре Аруз Кожа, который убивает Циклопа-людоеда Тобекоза. Режиссеры Хусеин Амир-Темир и Онталап Нурмаханов в увлекательной форме развили сюжет сценического действия пьесы Тургая Нара и сумели показать драматизм непримиримой борьбы народа с Тобекозом». Коркыт-ата – главный герой постановки. Он комментирует происходящее на сцене. Коркыт в исполнении Бакытбека Алпысбая глубоко и напряженно думает о судьбе своего народа, просит народ проявлять смирение и терпение, когда Тобекоз начинает бесчинствовать и совершать злодеяния. Режиссерам удалось высветить высокие нравственные связи, скрепляющие Коркыта и Аруза, а также наиболее ярких представителей народа. Особо выделялись главный оракул в исполнении Ергазы Абжалиева и Кокшешек (Залипа Толепова). Е. Абжалиев сумел показать через образ главного оракула мысли и чаяния самого народа. З. Толепова играла свою героиню на предельно эмоциональном на­кале, обнажая тревогу большого и мужественного мате­ринского сердца, живущего по законам чести и благородства. В её любви к родному народу и родной земле слышится яростный голос протеста против войны и насилия. На­иболее впечатляющими и напряжёнными сценами спектакля оказались те, которые были сыграны молодыми актерами. Это сцена гибели Тобекоза-Бауыржана Ошак-баева, которая становится нравственной кульминацией спек­такля, и первое появление молодой женщины, характер которой раскрывается Галией Боранбаевой. Бесспорным достоинством рабо­ты кызылординских режиссёров является и трактовка образа Меневше (актриса Актолкын Толеуова), которая сумела показать, как ее юная героиня ищет в щедром и мудром сердце Басата защиту и спасение от жестокого и злобного мира. Колоритными получились фигуры караванщика (Б. Темирбеков), феи (А. Байдалиева), колдунов (О.Аманов, Е.Асанов, З. Коздибаева, Ж. Шерниязов). Объединенные общей художественной манерой исполнения, они создали прекрасный ансамбль. Художник Серик Прмаханов сумел справиться с творческой задачей – показать огузскую степь. На сцене нет никаких лишних аксессуаров, никакой бутафории. Лаконизм и предельная скупость оформления компенсируются в спектакле щедростью цветового реше­ния, умелым использованием эмоциональных контрастов. Красивые костюмы батыров, которые подчеркивают красоту и мощь мужской силы, ярко выделяются на фоне простой одежды представителей народа. Весь образный строй спектакля подчинен идее патриотизма, борьбе огузов за независимость, готовности героев жертвовать собой за народное счастье. Без всяких постановочных ухищрений режиссеры Хусеин Амир-Темир и Онталап Нурмаханов рас­крывали драматический конфликт через столкновение че­ловеческой воли и характеров. Именно такой подход к эпической народной тра­гедии в привычных формах традиционного психологиче­ского театра оказался плодотворным. Потому и коллегия театральных критиков уважительно и с почтением отозвалась о спектакле. Особая ценность фестиваля «Нау-руз» – это общение со своими тюркоязычными коллегами из разных регионов и стран, неоценимый творческий обмен и атмосфера дружелюбия. Именно для того, чтобы брат-ские народы дружили, а не соревновались, на фестивале «Науруз» не выдают никаких премий и номинаций. Здесь все коллективы равны. И благодаря фестивалю «Науруз» мы имеем возможность видеть, как развивается театральный процесс в тюркском мире. Кызылординские артисты привезли из Казани не только диплом участника фестиваля, но и массу ярких впечатлений.
Фото автора.
Категория: ОБЩЕСТВО | Просмотров: 403 | Добавил: kv | Рейтинг: 0.0/0 |

Разделы новостей

Календарь новостей

«  Июль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Друзья сайта

Статистика




Дизайн, разработка, поддержка - Кан Дмитрий