Главная » 2013 » Июнь » 1 » СЕМЬЯ – НАЧАЛО ВСЕХ НАЧАЛ
СЕМЬЯ – НАЧАЛО ВСЕХ НАЧАЛ
23:59
ТРАДИЦИИ
 СЕМЬЯ – НАЧАЛО ВСЕХ НАЧАЛ
Одним из условий хорошего морально-нравственного воспитания у казахского народа испокон веков считалось сохранение семейных традиций, где особое значение придавалось уважению к старшим. К сожалению, об этом в последние годы многие забывают. Направляясь недавно на работу в «маршрутке», стала свидетелем такой картины. На сиденье удобно расположился мальчик 10-13-ти лет. Прямо перед ним стоял аксакал. Подросток, сделав вид, что не замечает старца, пристально смотрел в окно. Лишь после неоднократного замечания взрослых он с большой неохотой уступил место. Вот другой случай. В битком набитой людьми «Газели» освободилось одно из пассажир- ских мест. Пожилая женщина, с трудом пробираясь между пассажирами, направилась туда. Вдруг, быстро юркнув меж людьми, на это место уселся юноша. Увидев изумленный взгляд годившейся ему в матери апашки, он сказал: – Вы все равно не поместитесь, здесь тесно, – и уставился в окно. Странно, но, глядя на парня, многие пассажиры стали смеяться. Мне было не до смеха. – Корни такого недостойного поведения некоторой части нынешней молодежи – в семейном воспитании, – говорит один из опытных этнопедагогов области, кандидат педагогических наук, профессор КГУ имени Коркыта-ата Хадиша Нугманова, – главная причина в том, что родители не закладывают основы культурного поведения своих чад, уважения к старшим. У казахов говорят «Бала уйде коргенин истейди» – «ребенок делает то, что видит дома». Дети копируют ту поведенческую атмосферу, которая царит в семье: взаимоотношения родителей, их отношение к пожилым людям. Взрослые нередко сами балуют детей, внуков, мол, пусть сидят, где хотят, они еще маленькие. Такое поведение постепенно становится для ребенка нормой. Казахи всегда с уважением и особым вниманием относились к старшим. Детям с колыбели прививали почитание к ним, учили прислушиваться к их мудрым мыслям, следовать наставлениям. Это благороднейшее качество казахского народа, передающееся из поколения в поколение. Не пререкаться со старшими, не грубить и не перечить, уступать им место, не пересекать путь, по которому идет старец, первым приветствовать взрослых. Казалось бы, эти принципы поведения должны быть заложены у молодых людей с молоком матери, но… …Как-то на перекрестке заметила утомившуюся старушку. Она с трудом передвигалась по тротуару. Вдруг прямо перед пожилой женщиной, чуть не сбив ее с ног, пробежала девушка. Оказалось, она спешила к стоящей неподалеку матери. Последняя, видя, как некрасиво поступила дочь, не сделала ей замечание. – Коргенсиз (невоспитанная), – с обидой и недоумением проговорила старушка. – Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения актуальна во все времена, – говорит Х.Нугманова, – особое значение она приобретает на современном этапе развития общества. Сегодня как никогда важно глубокое знакомство детей с духовными ценностями своего народа, с его культурой, народными семейными традициями, в которых заложено большое нравственное начало. Именно семейные традиции, где представлено множество обычаев, ритуалов, способствуют формированию у ребенка морально-этических норм поведения. Из поколения в поколение передаются сыновнее и дочернее уважение, уважительное отношение к гостям, коллективному труду. – Часто в общественном транспорте наблюдаю, как неуважительно молодые пассажиры относятся к окружающим, – говорит Х.Нугманова, – впрочем, так часто ведут себя и взрослые. Разговаривают по сотовому телефону, чуть ли не крича на весь автобус. Причем могут так беседовать подолгу. Это тоже показатель невоспитанности. В казахских семьях всегда с особой любовью и теплотой относились к дочерям – будущим хранительницам домашнего очага, будущим матерям. Они росли в свободе и независимости, в то же время соблюдая все национальные устои. Сегодня иные девушки в супероткровенных юбчонках ведут себя вольно не только в ночных клубах, но и в присутствии уважаемых аташек и ажешек. Есть категория девушек, облаченных в хиджабы. Часто встречаешь и тех, кто носит паранджу. Между тем, казашки никогда не носили такое одеяние. У казахского народа вообще не было слова «хиджаб». – Веру нужно нести в душе, в сердце, а не слепо следовать внешней атрибутике, тем более ненародной, – говорит Х.Нугманова, – бездумное подражание чуждой для нас культуре – показатель девальвации национальных духовных ценностей. Воспитание в демократическом обществе не может эффективно функционировать вне народной педагогики, народной мудрости. И важно повысить роль педагогов, роль семьи, родителей, которые, в первую очередь, должны быть для детей примером для подражания.
Категория: ОБЩЕСТВО | Просмотров: 280 | Добавил: kv | Рейтинг: 5.0/1 |

Разделы новостей

Календарь новостей

«  Июнь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Друзья сайта

Статистика




Дизайн, разработка, поддержка - Кан Дмитрий