САМ СЕБЕ ЗАЩИТНИК - 3 Августа 2013 - ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ГАЗЕТЫ "КЫЗЫЛОРДИНСКИЕ ВЕСТИ"
Главная » 2013 » Август » 3 » САМ СЕБЕ ЗАЩИТНИК
САМ СЕБЕ ЗАЩИТНИК
23:52
НА ЗАМЕТКУ ПОТРЕБИТЕЛЮ
 САМ СЕБЕ ЗАЩИТНИК
Жалобы от потребителей имеют сезонный характер. Зимой, например, вскрываются проблемы с пластиковыми окнами и дверями, весной дают о себе знать протекающие крыши, осенью люди жалуются на учебники, и только круглый год – на бытовую технику, телефоны и услуги. Только с начала лета в редакцию обратилось около двадцати читателей с устными жалобами. Люди обращаются уверенные в том, что им помогут вернуть деньги, потраченные на некачественные товары или услуги. Приходят даже тогда, когда речь идет о купленной с рук вещи или когда в неисправности покупки сами же и виноваты. Большинство историй о людских проблемах типичные, но есть и такие, которые запоминаются надолго, забавные, вызывающие недоумение. Что мы знаем о защите своих прав? Пожалуй, только то, что нужно сохранять чеки. Но, оказывается, чек не панацея. Вернее, это не главное. Например, на тротуаре возле рынка «Талгат» продают обувь, игрушки, диски, посуду. При отсутствии кассового аппарата продавец должен выдавать товарный чек, но вам тут и его не дадут. В этой ситуации отсутствие чека может компенсироваться наличием свидетеля, который подтвердит факт покупки. Причем таким свидетелем может выступить даже ваш родственник. Проблема в другом. С кого требовать возврат денег? Чью фамилию указывать в заявлении в суд? Хорошо, когда покупка состоялась на рынке – тогда предпринимателя можно найти через дирекцию. А если на улице? Была одна жалоба у нас с подшиванием одежды. Женщина купила вечернее платье за восемнадцать тысяч тенге. Оказалось – длинновато. Понятно, что ради элементарного подшивания мало кто будет обращаться в ателье. Вот и наша героиня нашла «мастера» на рынке, через двадцать минут работа была готова. Дома во время примерки женщина с ужасом обнаружила, что платье гораздо короче, чем требовалось. Женщина решила обратиться в суд, но выяснилось, что девушка-портниха не является предпринимателем, хотя и призналась, что подшивала платье она, а через день и вовсе исчезла с рынка, видимо, поменяла свою дислокацию. На кого в этом случае подавать в суд? Но факт остается фактом: дорогое платье испорчено и до сих пор лежит мертвым грузом. Есть и такие, кто вызывает удивление. Одна настойчивая пенсионерка звонила и жаловалась, что ей плохо поточили ножи, но при этом не могла предоставить ни чек, ни сообщить адрес мастерской, ни фамилию работника. «У нас во дворе сидел мужчина, ножи точил», – вот и вся информация, которую можно было от нее добиться. Как понимаете, искать во дворе точильщика было бесполезно, сегодня он в одном дворе, завтра в другом. Раньше поступали часто жалобы на отказ магазинов принять обратно приобретенный потребителем товар. Сегодня, таких жалоб уже нет. И в магазинах уже редкое явление объявление «Приобретенный товар возврату не подлежит». Благодаря просветительской работе покупатель стал грамотный и знает, что в течение 14 дней он может обменять купленый товар, и продавцы его меняют. Но одной из больных тем остается чек. Часто в материалах нашей рубрики мы напоминаем о необходимости брать чеки всегда и везде. Новый Закон РК «О защите прав потребителей» позволяет защитить потребителя и без чека, на основании свидетельских показаний. Но без него в суде исковое заявление у вас не примут, ИП, ТОО и рынки обязаны приложить фискальный или товарный чек, либо закупочный акт к товару или услуге. В противном случае там просто не надо обслуживаться. Но зачастую бывает, что люди вообще не требуют чек. А ведь это общепринятая практика в мире и один из индикаторов нашей правовой и финансовой грамотности. Обращения и звонки кызыл­ординцев свидетельствуют об элементарном незнании своих прав. Между тем, они четко прописаны в законе. Хотите, чтобы вас уважали другие, начните с себя — хотя бы ознакомьтесь с ним. За рубежом этот механизм отработан и действует очень четко. У нас же свои права надо пока отстаивать, и закон нам только в помощь. Кызылординская предпринимательница Айман Каюпова ездила в США на стажировку по программе «Дорожная карта бизнеса-2020», и вот она рассказала, что там на обратной стороне чека (он автоматически выдается с товаром) написано: «Спасибо за покупку!» и там же — конкретные реквизиты, куда потребитель может обратиться с претензиями или в случае возврата товара. — Купила в Вашингтоне кофту, в гостинице еще раз померила и почувствовала какой-то дискомфорт, вернулась в магазин и попросила обменять товар на другой. Честно говоря, ожидала всякой реакции. Однако действия персонала были безукоризненны. Передо мной извинились, мгновенно поменяли вещь и преподнесли презент — набор носовых платков. Мелочь, а приятно. Чек даже за коробок спичек медленно, но верно пополняет казну страны. К сожалению, многие предприниматели не показывают прибыль в полном объеме. Они уверены, что им это невыгодно. И этими действиями они наносят экономике государства значительный материальный ущерб. Как-то автор этих строк попросил чек в салоне красоты. Администратор опешила, но чек пробила. Каково же было мое удивление, когда я увидел на нем №1. А время меж тем приближалось к 18.00. Салон популярный, клиентов много, и я была далеко не первой. Но факт остается фактом. Нарушают фискальный режим и те, кто сдает квартиры в аренду и оказывает транспортные услуги, те же такси и нотариусы. Эта ниша малого бизнеса должна стать легальной, прозрачной и приносить доход в бюджет. Покупатель каждый день сталкивается с выдачей чеков. Казалось бы, ситуация ясна и понятна. Пришел покупатель, приобрел необходимый товар, ему выдали чек. Многие не придают этому должного значения, а продавцам это только на руку. Корреспондент «КВ» решил провести контрольные закупки для того, чтобы узнать, выдаются ли в торговых точках покупателям чеки. В аптеке, что возле редакции, чек дали после того, как я его потребовала, на рынках «Жайна», «Айтбек», «Мирас» продавцы вообще не выбивают чеки. Уличные сапожные мастера в районе старого базара чеки не дают, но могут дать расписку, написанную от руки. Сможет ли она стать доказательством в спорной ситуации — вопрос другой. В магазине электротоваров «Прогресс» по улице Пушкина и продавцы автозапчастей с рынка «Асбол» чек пробивают не всегда. В трех продуктовых магазинах в районе «Одежда», два из которых на остановке, чеки не пробивают. Вообще. Более того, моя просьба вызвала нездоровый интерес ко мне со стороны хозяйки. Разочаровал пункт обмена валют в районе ТД «Универсам»: даже на крупную сумму чек не пробивают. Список можно продолжать бесконечно. Но адреса таких точек — не главная цель. Ведь мы платим налоги, и нам должно быть не все равно, куда и на что идут наши с вами кровные. Помните: маленький бумажный талон призван улучшить нашу с вами жизнь. Примите это как должное, и брать его станет приятной обязанностью.
Категория: ОБЩЕСТВО | Просмотров: 451 | Добавил: kv | Рейтинг: 0.0/0 |

Разделы новостей

Календарь новостей

«  Август 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Друзья сайта

Статистика




Дизайн, разработка, поддержка - Кан Дмитрий