Главная » 2013 » Июль » 23 » РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ВЛАСТИ
РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ВЛАСТИ
19:55
Актуально
РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ВЛАСТИ
Берик ДУЙСЕНОВ
Cовременный этап реформирования системы государственного управления в Казахстане берет свое начало с 2001 года. К началу нового тысячелетия темпы политической реформы в казахстанском обществе стали несколько отставать от масштабов экономических преобразований. В связи с этим возникла необходимость в дополнительной проработке стратегического курса на дальнейшие политические и экономические преобразования. В частности, возникла необходимость в расширении полномочий представительных органов власти, совершенствовании выборного законодательства, укреплении институтов гражданского общества и децентрализации власти. В соответствии с поручением Главы государства Н.А.Назарбаева был принят Закон Республики Казахстан «О местном государственном управлении», а также внесены изменения и дополнения в нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность как центральных, так и местных исполнительных органов. В плане децентрализации перед Казахстаном стояла сложная задача найти оптимальную модель распределения полномочий между центром и регионами. С одной стороны, стратегическая задача построения рыночной экономики требует демократического устройства всех уровней государственного управления, с другой – рыночная экономика не терпит излишней централизации в системе принятия решений и требует закрепления определенных властных и финансовых полномочий за местными органами, непосредственно соприкасающимися с субъектами экономической и социальной жизни. С учетом сложности задач по переустройству государственного управления, административная реформа проводится поэтапно, через реализацию «пилотных» проектов. Так, на первом этапе были поставлены задачи по созданию условий для эффективного функционирования местного государственного управления с четко определенными полномочиями, бюджетом и собственностью. При этом, бюджетная децентрализация предполагает большую самостоятельность органов местного управления в финансовых вопросах. На сегодняшний день следующим этапом проводимой административной реформы является определение оптимальной модели местного государственного управления и, самое главное, усиление роли исполнительных органов сельского уровня, а также совершенствование выборного законодательства на местном уровне. Законодательно переданы из района в село функции организации общественных работ, молодежной практики, социальных рабочих мест. Кроме того, переданы функции организации помощи инвалидам, содействия кадровому обеспечению сельских учреждений здравоохранения. На сельском уровне (куда вошли аппараты акимов поселков и акимов аульных округов), в целях развития местного самоуправления, создания самостоятельных сельских бюджетов и передачи дополнительных функций штатная численность по области увеличена на 225 и составила 744 единицы. Распределение дополнительной штатной численности местных исполнительных органов сельского уровня позволит улучшить потенциал социально-экономического развития каждого аульного округа. Как известно, конкурентоспособность населенных пунктов (сел) определяется степенью и эффективностью использования потенциала развития (природного, сырьевого, трудового, инфраструктурного) для формирования и функционирования производств, создающих постоянную и продуктивную занятость населения. В целом внедрение и обеспечение финансовыми средствами и человеческими ресурсами даст импульс дальнейшему развитию аульных округов. Законом Республики Казахстан от 13 июня 2013 года внесены изменения в 53 законодательных акта Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между органами государственного управления. Упразднены территориальные органы Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки РК, Агентства по делам религий РК, реализация функций передана на областной уровень. На местный уровень центральными органами переданы функции контроля в сфере труда, по принятию решения о присвоении статуса оралмана и назначении им выплат единовременных пособий, а также приобретения жилья. В области здравоохранения предусмотрена передача функций из центра по лицензированию медицин-ской и фармацевтической деятельности, в области земельных отношений – выявление земель, неиспользуемых и используемых с нарушением законодательства РК. Кроме того, предусмотрена передача ряда функций территориальных структурных подразделений центральных органов в сельском хозяйстве, в том числе в области семеноводства, зерноводства. В то же время на областном уровне упразднено управление по мобилизационной подготовке, гражданской обороне, организации предупреждения и ликвидации аварий и стихийных бедствий. Реализация функций по организации и ликвидации чрезвычайных ситуаций будет осуществляться территориальными подразделениями центрального государственного органа. Функции по мобилизационной подготовке, гражданской обороне переданы аппарату акима области. С областного уровня на районный (городской) передаются функции по утверждению государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение, размер подушевого финанси-рования и родительской платы. А также переданы функции в области сельского хозяйства. Роль акимов сельских округов в развитии экономики в целом, нашла свое отражение как в бюджетном законодательстве, так и в других нормативно-правовых актах Республики Казахстан. На сегодняшний день в целях реализации 15 направлений деятельности акимов сельских округов функционирует соответствующее количество бюджетных программ, в рамках которых производится финансирование мероприятий. Это такие важнейшие направления как освещение улиц, благоустройство и озеленение населенных пунктов, оказание социальной помощи, строительство и ремонт автомобильных дорог и др. В рамках переданных на сельский уровень дополнительных функций в Единой бюджетной классификации будут созданы новые бюджетные программы на финансирование общественных работ, организации молодежной практики, работы с инвалидами. Постановлением Правительства Республики Казахстан 18 июня текущего года утверждена Базовая структура местного государственного управления. При этом, с учетом особенностей социального развития административно-территориальной единицы акимам областей, городов Астаны и Алматы не чаще 1 раза в год предоставлено право создания необходимых структурных подразделений, а также слияния, присоединения, разделения структурных подразделений, предусмотренных базовой структурой местного государственного управления. Аналогичное право предоставлено также и акимам районов (городов областного значения). На основании передачи функций и предоставленного нормативно-правовым актом права – на областном уровне предусматривается функционирование 25 государственных органов, в том числе 5 вновь создаваемых управлений, а именно: по делам религий, по защите прав детей, внеш-них связей, индустриально-инновационного развития, по контролю в сфере труда. На районном уровне, как отмечалось ранее, акимы районов и города Кызыл-орды с учетом особенностей социального развития административно-территориальной единицы, согласовав с акимом области соответственно утвердили свою структуру местных исполнительных органов района, города Кызылорды. В конечном итоге, основные направления реализации мероприятий, предусматривающие решение социально-экономических проблем на перспективу, а также финансовую поддержку и продвижение местных инициатив по активизации потенциала роста, должны привести к улучшению жизни на селе. Обобщая, хотелось бы отметить, что как сказал Глава государства «суть идеи децентрализации заключается в предоставлении прав и необходимых ресурсов для принятия решений от центра к региональным органам власти». А реализация данной идеи является для государства важнейшей задачей в социально-экономической политике государства.
Категория: НОВОСТИ | Просмотров: 1804 | Добавил: kv | Рейтинг: 0.0/0 |

Разделы новостей

Календарь новостей

«  Июль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Друзья сайта

Статистика




Дизайн, разработка, поддержка - Кан Дмитрий