Главная » 2013 » Июль » 4 » ПОЧЕМУ ТАК МАЛ МАЛЫЙ БИЗНЕС
ПОЧЕМУ ТАК МАЛ МАЛЫЙ БИЗНЕС
22:20
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
ПОЧЕМУ ТАК МАЛ МАЛЫЙ БИЗНЕС
Игорь ТИТЕНОК
 Двадцать лет на всех уровнях говорится о поддержке малого и среднего бизнеса. Принято несколько десятков программ, которые должны вытянуть этот сегмент экономики до размеров, сопоставимых с развитыми странами. Увы, до сих пор во многом сделать это не удалось. Почему? Ответы на этот вопрос и предложение, как изменить ситуацию к лучшему, появляются в «Концепции социально-экономического развития области на период до 2020 года», которую разрабатывает группа казахстанских и российских специалистов под руководством академика РАН Абела Аганбегяна. В наработанных материалах концепции уже есть много любопытного. Предпринимательская среда в нашей области развита недостаточно. Об этом можно судить по доле доходов населения от предпринимательской деятельности. Она крайне низка – немногим более 8 процентов. Причем за последнее время она снизилась почти вдвое. По этому показателю область зани­мает одно из последних мест в Казахстане. В течение первых трех лет существования малых предприятий и перехода людей к индивидуальному предпринимательству две трети из них прекращают существование, и собственники обычно значительную часть средств теряют. Именно поэтому для малого бизнеса в развитых странах, где он сильно развит, существуют серьезные налоговые льготы, вплоть до полного отсутствия налогов в течение первых трех лет, и оказывается серьезная государственная поддержка этому бизнесу: гранты и субсидии; льготные кредиты; поиск инвесторов; обучающие программы, часто бесплатные; наличие инкубаторов малого бизнеса с льготной арендой и полубес­платным обслуживанием в части ведения бухучета, разработки бизнес-плана, оказание маркетинговых и других услуг. При малом бизнесе и индивидуальном предпринимательстве семьи, которые этим занимаются, почти наполовину освобождаются от подоходного налога, который составляет в развитых странах в среднем 30-40 процентов всех доходов. Тем самым высвобождаются собственные средства для налаживания малого бизнеса, и семьи стимулируются для занятия предпринимательством. Именно поэтому малым бизнесом, в том числе как второй занятостью, в развитых странах охвачено 50-60 и даже 70 процентов всех работающих в народном хозяйстве, а его вклад в валовой внутренний продукт состав­ляет 40-50 процентов. Ничего близкого, к сожалению, в странах СНГ, в том числе в России и в Казахстане, не наблюдается. И во многом это связано с тем, что до конца не осознаны преимущества малого бизнеса и индивидуального предпринимательства. Во-первых, это единственный эффективный путь значительного сокращения безработицы, открывающий возможности снижения численности на крупных и средних предприятиях при технических и организационных нововведениях. Высвободившиеся трудоспособные люди в значительной мере начинают заниматься малым бизнесом и обеспечивают себя доходами. Крайне важно, что малый бизнес и индивидуальное предпринимательство дают людям значительную часть (в среднем до трети) всех доходов семьи, и большая часть среднего класса существует во многом благодаря развитию этих форм предпринимательства. К тому же малый бизнес играет огромную воспитательную роль, приобщая смолоду население страны к предприниматель­ской деятельности, работе в условиях рынка. Это своего рода обучение бизнесу с помощью реального дела. Накопление опыта на своих ошибках и неудачах – бесценное дело, которое не может быть заменено никаким обучением в колледже, институтах, на курсах повышения квалификации. Малый бизнес побуждает людей к творчеству, нововведениям, учит маркетингу, нахождению новых ниш для удовлетворения потребностей людей. Неслучайно наиболее активный отряд участников малого бизнеса занят технологическим бизнесом. В самых развитых странах мира до 80 процентов инноваций создается на малых предприятиях. Именно из малых предприятий выросли гиганты современного бизнеса в самых передовых отраслях – в информационных технологиях, биотехнологиях, такие, как Apple, Cisco, Google, Microsoft, Amazon, Dell, которые возглав­ля­ют список самых крупных и самых эффективных корпораций США. В странах же СНГ самый типичный малый бизнес – посредниче­ская деятельность в торговле, по операциям с недвижимостью, в отдельных видах бытового обслуживания и ремонта. Мало развит малый бизнес и индивидуальное предпринимательство в реальном секторе и почти полностью отсутствуют в сфере высоких технологий. Обычно малому бизнесу в странах СНГ даются определенные налоговые льготы, но этот бизнес беззащитен перед поборами со стороны различных контролирующих госорганов. Он бесправен, не организован. Государственная помощь ему оказывается, но совершенно недостаточно. Он, скорее, выжи­вает, чем бурно развивается. Крайне важно пересмотреть такой взгляд на малый бизнес. Из большого числа зарегистрированных малых предприятий в Кызылординской области только 64 процента действующие, а из них только 69 процентов считаются активными. Причем 80 процентов активных предприятий малого бизнеса приходится на Кызылорду. Если в численности населения Казахстана Кызыл­ординская область составляет более 4 процентов, то по объему продукции малого бизнеса ее удельный вес – только 2,8 процента. Вообще доля малого и среднего бизнеса в области составляет только 16 процентов ВРП (валовый региональный продукт), из этого малый бизнес производит менее половины. Определенную поддержку малому бизнесу в Кызылординской области оказывают через предоставление кредитных средств. Доля кредитов индивидуальному предпринимательству составила 29 процентов от общего объема кредита. Причем эта доля почти вдвое выросла за последние пять лет. Поддержку малому бизнесу оказывает фонд «Даму», который ежегодно дает средства нескольким сотням предприятий малого бизнеса. Для малых предприятий в семи районах и городе проводятся курсы по обучению, на которых ежегодно получают знания несколько сотен человек. Инновационный малый бизнес, как и в других регионах и странах СНГ, у нас развит крайне слабо. Совершенно недостаточно предприятий малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей занято в обрабатывающих производствах. Но все же удельный вес малого бизнеса, индивидуального предпринимательства и крестьянских фермерских хозяйств в формировании валового внутреннего продукта области весьма заметен. И поэтому важно для ускорения экономического развития значительно активизировать эту сферу с креном в развитие малого предпринимательства в отраслях, которые должны развиваться особенно быстро, – в обрабатывающей промышленности, агропромышленном комплексе, строительстве, в первую очередь, жилищном. Целесообразно также разработать специальную программу по развитию инновационного направления малого бизнеса. Одна из возможностей – развить в Кы­зылординской области под эгидой Университета организации по оффшорному программированию бизнес по разработке математичес­­- ких программ, прежде всего на экспорт. Информатизация повсеместно растет весьма высокими темпами. Системы современного автомобиля уже оснащены десятком микропроцессоров. Они получают распространение и в крупной бытовой технике, в автоматизации многочисленных производственных процессов и т.д. И для каждого из таких электронных устройств нужен комплекс программ для их деятельности, а сил программистов не хватает. Чтобы развить оффшорное программирование, не обязательно быть высокоразвитым регионом. Как известно, на второе место в мире по объему оффшорного программирования вышла Индия – беднейшая страна мира. В прошлом году она экспортировала математических программ на 64 миллиарда долларов. Чтобы развить это направление, нужно, прежде всего, уделить внимание специализации старшеклассников в школе по математике, поставить обучение программированию с 6-7-х классов, оснастив школы компьютерной техникой, создать для молодежи компьютерные курсы, обучая программированию. Самое главное – создать прослойку кадров для этого дела. Причем большинство работников в таких организациях будет иметь среднюю квалификацию. Здесь даже не требуется высшего образования, а достаточно годовая или двухгодовая подготовка в среднем профессиональном училище. Важно найти инициативных людей, хорошо знающих англий­ский язык (это – одно из главных условий), и организационно помочь наладить эту полезную деятельность. При этом для вхождения в этот бизнес не требуется сколь-нибудь заметных инвестиций, особенно если создать в области технологические инкубаторы для развития малого бизнеса и индивидуального предпринимательства в высокотехнологических областях. Такой малый бизнес может быстро стать большим по объемам. Нет каких-либо причин не заняться этим делом.
Категория: НОВОСТИ | Просмотров: 512 | Добавил: kv | Рейтинг: 0.0/0 |

Разделы новостей

Календарь новостей

«  Июль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Друзья сайта

Статистика




Дизайн, разработка, поддержка - Кан Дмитрий