Главная » 2013 » Май » 18 » ПИСАН ЛИ ЗАКОН ТАКСИСТАМ?
ПИСАН ЛИ ЗАКОН ТАКСИСТАМ?
00:28
ПИСАН ЛИ ЗАКОН ТАКСИСТАМ?
Наталья ЧЕРНЕЙ
 Вызывая такси, мы неизбежно сталкиваемся с выбором фирмы, поскольку у каждой свой прейскурант на перевозки. Разница в цене за одно и то же расстояние у компаний разная. Выбор такси – дело клиента, которому в поисках наиболее дешевого варианта приходится выбирать между специализированными фирмами «такси по вызову» и частниками. Но ситуация скоро обещает измениться, поскольку городские власти решили навести здесь порядок. По данным ГУ «Отдел ЖКХ пасса-
жирского транспорта и автомобильных дорог», в Кызылорде восемь официальных компаний «такси по вызову». Своих машин у большинства нет, а у тех, у кого есть, личный автопарк состав- ляет всего 20-30 процентов. В основном, компании работают с частниками, подрабатывающими извозом, заключают с ними договора, выдают «шашки» с наименованием фирмы и рацию для связи. Цена за поездку у всех разная, так как единого тарифа в городе нет. Между тем есть Закон РК «Об автомобильном транспорте».Согласно статье 26 закона предусматривается обязательный порядок заключения договора между перевозчиком и местным исполнительным органом об организации перевозок пассажиров и багажа такси. Также правилами предусмотрено оснащение такси таксометром, наличие в поле зрения пассажиров визитной карточки водителя, информационного табло с указанием официального наименования перевозчика, его адреса и номера телефона. Оплата проезда в такси производится пассажиром за проследованное им расстояние согласно показаниям таксометра в соответствии с действующим тарифом. Прием заказов на подачу такси организуется перевозчиком централизованно через диспетчерскую службу по доступным средствам связи. Также в законе говорится о том, что фирмы должны обес- печить предрейсовый (предсменный) технический и медицинский осмотры. Так должно быть. По идее, закон должен решить сразу несколько проблем. Во-первых, легализовать водителей, занимающихся частным извозом. Во-вторых, повысить качество услуг, оказываемых службами такси. В-третьих, обеспечить безопасность пассажирских перевозок легковым транспортом. В целом сделать прозрачным этот рынок. Необходимость в регулировании сферы пассажирских перевозок такси никем не оспаривалась, и закон был необходим. Но он породил больше вопросов, чем ответов. Что мы имеем на самом деле? По словам главного специалиста сектора пассажирского транспорта ГУ «Отдел ЖКХ пассажирского транспорта и автомобильных услуг» Нурлыбека Байменова, сегодня ни одна городская фирма не имеет договора с местным исполнительным органом, что касается тех- и медосмотров, то и они не проводятся. Таким образом, получается логиче- ское несоответствие между действующим законодательством и жизненными реалиями. Большинство наших таксистов работают самостоятельно. Они не объединены в какую-либо организационно-правовую форму. Следовательно, соблюсти все требования законодательства на практике не представляется возможным. Таксисты признают: несмотря на то, что за последний год тарифы на поездки выросли, горожане пользуются такси охотнее. Так как единой таксы за один километр у нас нет, я вывела среднюю цену сама. Для сравнения взяла свой маршрут. От работы до дома три километра, частник везет меня за триста тенге, а такси по вызову меньше чем за пятьсот тенге и с места не сдвинется. Средняя цена за километр у нелегалов 100 тенге, а у фирм в среднем 160-180. Есть закон, но почему исполнители не спешат его исполнять? Правда, в городском отделе пассажирского транспорта заикнулись о своем желании навести порядок в работе такси, но когда это будет, конкретно не сказали. Представители же диспетчерских центров скептически смотрят на инициативу чиновников навести здесь порядок, в частности, не приветствуют ни установку таксометров, ни регулирование расценок. – Мы работаем по правилам, которые вырабатывались годами, – считает руководитель одной из кызылординских фирм «такси по вызову» Кайрат Б.(здесь и далее свои фамилии директора фирм просили не указывать). – Сейчас цена поездки фиксированная, то есть клиент точно знает, сколько он заплатит водителю за проезд из одной точки в другую. Любой клиент, зная тарифы диспетчерских служб, точно может рассчитать стоимость поездки. У нас тариф за километр 150 тенге, это вполне доступно, поэтому думаю, что регулирование цены «сверху» будет лишним. С введением же таксометров никто не даст гарантии, что ловкие на руки таксисты не начнут «подкручивать». Водитель может повезти по более длинному пути, взяв с клиента в два раза больше, стояние в пробках, которые у нас уже появились, также увеличивает стоимость проезда. Понятно, что закон направлен в пер-
вую очередь на упорядочение услуг такси, но, думается, прежде всего надо браться не за расценки. Если нам установят тариф, то сто процентов мы будем нести убытки из-за регулируемого тарифа, и тогда перевозчики должны получить право на господдержку – дотации, ослабление налогообложения и так далее. Считаю, работу надо начинать с нелегальщиков. А потом уже браться за расценки. Аскар Ж., глава одной из диспетчерских служб такси: – Как сегодня устроено большинство фирм, оказывающих услуги такси в Кызылорде? Как правило, это диспетчер- ская, которая заключает договора с владельцами автомашин, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей. Они сами рассчитываются с государством, платят налоги, сами проходят медосмотры. Конечно, попадаются нечистые на руку таксисты, которые не платят налоги, но у государства достаточно рычагов влияния, начиная с дорожной полиции, налоговиков и будь желание – давно навели бы порядок. Но этого желания, видимо, нет, и потому проверки по выявлению стихийных таксистов превращаются в чистую показуху. И пока закон не заработал в полную силу, порядка на рынке такси не будет. Закон же будет действовать только при условии жесткого контроля. Вот еще одно мнение руководителя
одной из фирм такси по вызову, с которым мы связались по телефону и который просил не упоминать его имя. – Мы возлагали большие надежды на закон, который был призван навести порядок в деятельности такси и избавить город от вездесущих «бомбил». Даже готовы были пойти на то, чтобы установить таксометры. Но когда рядом с тобой работают нигде не зарегистрированные таксисты, и никто им не запре- щает так работать, составлять им конкуренцию сложно. Цены они регулируют, как хотят, в основном, занижают. И клиент предпочитает выйти на стоянку и там взять такси, чем позвонить нам. Наши такси часами могут простаивать, отсюда и тариф поднимаем. Иначе таксисты от нас уйдут в «нелегалы». С момента принятия закона прошло достаточно времени, но ситуация на рынке таксомоторных перевозок практически не изменилась. Сегодня рынок такси условно можно поделить на три части: «белые» (легальные фирмы со своими машинами и водителями), «серые» (те, кто в свое время получил разрешение на работу такси в качестве индивидуальных предпринимателей) и «черные» (это давно известные «бомбилы» без разрешений на работу). Причем, если «белых» перевозчиков можно посчитать, то «черные» не поддаются исчислению. По данным городского налогового управления, с начала года только восемь таксистов зарегистрировались как ИП, на 1 апреля зарегистрировано 420 таксистов, из которых 176 приостановили свою деятельность. Но даже без этих подсчетов понятно, что таксистов в городе намного больше, и основную армию здесь составляют нелегальщики. Беда в том, что отловить «нелегалов»- перевозчиков нельзя – в законе не прописано, кто это должен делать. Транспортные чиновники выходят периодически в рейд, но толку от этого мало. Такой таксист просит пассажира в случае, если его остановят, подтвердить, что он его родственник, муж, брат, сват, а вовсе не пассажир. Поэтому, чтобы в корне исправить ситуацию на рынке такси, нужно отработать механизм и четко прописать в соответствующем документе. Мы решили узнать мнения и самих таксистов. Марат К., частный извозчик: – Частным извозом я подрабатываю вот уже 20 лет, и это всегда выручало в периоды безденежья. Одно время решил поработать в фирме. Никогда не видел там ни начальника, ни механика, просто выезжал в рейс и получал заказы от диспетчера по рации, 20 процентов от выручки отдавал диспетчеру, остальное брал себе. График работы строгий, опоздал утром или с обеда – штрафовали. Ушел в частники, теперь сам себе хозяин. На мой взгляд, такси по-прежнему остается недоступным для обычного горожанина. Люди услугами такси пользуются не часто, разве что доехать домой поздно вечером, после корпоратива или в аэропорт, в который общественный транспорт у нас не ходит. Я выезжаю на промысел в вечерние часы. Наиболее хорошие дни – с четверга по воскресенье, плохие – понедельник-среда. В хорошие дни получалось зарабатывать до 7 тысяч тенге, а бывало, даже на бензин не заработаешь. Конечно, я беру меньше, чем официальные такси. В основном, курсирую по окраинам города, средний маршрут обходится в 300-400 тенге. Уже обзавелся постоянными клиентами, когда им надо, они мне звонят и я приезжаю. Сам себе диспетчер и водитель. Роман Ч, нелегальный таксист: – Я подрабатываю нелегальным таксистом. Шашечки на магните есть. Когда налоговики проводят рейд, я просто напросто снимаю шашку и продолжаю работу, подсаживая голосующих на дороге пассажиров. Пока везло – не попадался. Даже если попадусь, то проще заплатить штраф, чем регулярно платить налоги. Важной проблемой таксисты счи- тают наведение порядка с парковками. Отдельной проблемой является скопление нелегалов на вокзале, которые едва ли не хватают людей за рукав, чтобы усадить в машину. Обидно, что именно такое лицо города предстает прибывающим в наш город гостям. По словам Нурлыбека Байменова, у них есть предложения на этот счет. В ближайшее время они намерены определить места для парковки такси, в том числе и на вокзале. Но пока это лишь идеи, которые неизвестно когда будут воплощены в жизнь. Универсального рецепта, как навести порядок на таксомоторном рынке, пока нет. Общий итог можно сформулировать, пожалуй, так: бороться с нелегалами можно с помощью проверок, но осуществлять их надо регулярно; чем активнее власть будет проводить проверки и чем больше их будет, тем лучше. Такси — это лицо любого города и порядок в этой сфере пора навести.
Категория: ОБЩЕСТВО | Просмотров: 1257 | Добавил: kv | Рейтинг: 3.0/1 |

Разделы новостей

Календарь новостей

«  Май 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Друзья сайта

Статистика




Дизайн, разработка, поддержка - Кан Дмитрий