Главная » 2013 » Апрель » 30 » ОСНОВА ЭКОНОМИКИ И БЛАГОСОСТОЯНИЯ
ОСНОВА ЭКОНОМИКИ И БЛАГОСОСТОЯНИЯ
21:40
АКТУАЛЬНО
 ОСНОВА ЭКОНОМИКИ И БЛАГОСОСТОЯНИЯ
В прошлом номере «КВ» был опубликован отчет с расширенного совещания с недропользователями. Все темы, поднятые в докладе акима области Крымбека Кушербаева, в оперативную публикацию не вместились. Многое и очень важное осталось за скобками отчета. Поскольку проблемы, которые руководитель региона поставил перед недропользователями, касаются буквально каждого кызылординца, редакция посчитала правильным опубликовать доклад полностью. Уважаемые гости и участники совещания! Разрешите приветствовать вас на расширенном совещании с недропользователями Кызылординской области. Мы благодарны, что в работе совещания принимает участие министр нефти и газа Мынбаев Сауат Мухаметбаевич и другие коллеги. Надеемся, что участие заинтересованных центральных государственных органов и руководителей компаний-недропользователей позволит комплексно рассмотреть назревшие вопросы и определить пути их эффективного решения. Во-первых, о перспективах развития минерально-сырьевой базы Кы-зылординской области. Нефтегазовая и горнорудная промышленность Кызылординской области сегодня является основой её экономики и благосостояния. Эти отрасли формируют около 45% валового регионального продукта области. Учитывая их значимость в социально-экономическом развитии области и наличие неиспользованных природных богатств на территории области целесообразно самым серьезным образом проработать вопрос о дальнейшем развитии этих базовых отраслей. Тем более, при приросте этих отраслей на 1% обеспечивается приращение ВРП, сопоставимое с вкладом при росте других отраслей на 15-40%. В бюджет Казахстана недропользователи Кызылординской области в 2012 г. выплатили около 500 млрд. тенге налогов. В общем объеме инвестиций (241 млрд. тенге) 86% пошло на добычу углеводородного сырья. Такие инвестиции позволили в течение последних пяти лет держать добычу на уровне 11 млн. тонн неф-ти и более полутора млрд. кубометров газа в год. Самый главный на сегодня вопрос – не допустить сокращения нефтяной промышленности области. Нельзя допустить снижение добычи нефти ниже 10 млн. тонн в год, поскольку в ближащие 10-15 лет нефтяная отрасль будет оставаться локомотивом экономики не только нашего региона, но и всей страны. На Кызылординскую область приходится 5% всех общереспубликанских запасов нефти, попутного газа и конденсата. Как вы знаете, нефть в Кызылординской области добывается уже более двадцати лет и извлекаемые запасы во многом уже использованы. На некоторых месторождениях произошло обводнение залежей до 90%. Балансовые извлекаемые запасы нефти по области составляют 126 млн. тонн. И при текущих темпах добычи фактически истощены. Балансовые извлекаемые запасы газа составляют 35,5 млрд. кубометров, а конденсата – 748,5 тыс. тонн. По существующим проектам объемы добычи нефти, включая газовый конденсат, по прогнозам, будут снижаться и к 2020 году могут составить 4,3 млн. тонн. Чтобы не допустить резкого снижения добычи нефти, необходимо повышение коэффициента извлечения нефти за счет более эффективного применения вторичных и третичных методов извлечения. Существуют эффективные методы ограничения притока воды: использование воздуха, отдельных химических веществ для более полного извлечения нефти из недр. Многие районы с падающей добычей нефти показывают возможность в течение 10 и даже 20 лет, как, например, Татарстан, поддерживать достигнутый уровень добычи нефти при том же обводнении, что и в Кызылордин-ской области. Целесообразно пригласить лучших специалистов из Казахстана, России, изучить опыт других стран, заключить договоры с инновационными фирмами, которые специализируются на извлечении нефти в малодебитных обводненных месторождениях. Примером такой компании в России является ОАО «РИТЭК», которая за счет своих инновационных методов недавно вышла на добычу 7 млн. тонн в год. В сооветствии с поручением Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева мы должны отказаться от сырьевой направленности экономики и развивать перерабатывающие производства. В этой связи мы просим рассмотреть вопрос строительства четвертого НПЗ в Кызылординской области. Однако главные усилия, считаем, надо направить на доразведку газовых месторождений. Прогнозные запасы углеводородного сырья выявлены в Сырдарьинском бассейне, в Шу-Сарысуском бассейне и в Аральском бассейне с огромными потенциальными запасами газа. Однако в настоящее время крупные компании не заинтересованы в добыче газа, поскольку четко не определена цена на газ. Наличие столь перспективных запасов газа на территории области, а также завершение магистрального газопровода «Бейнеу-Бозой-Шымкент» является хорошей основой для развития «Газовых проектов», на основе которых может быть создан «Газовый кластер» по добыче и глубокой переработке сырья, по эффективности превосходящий существующую нефтедобычу. Наличие значительных резервов природного газа создают предпосылки строительства современных парогазовых установок высокой эффективности (КПД до 80%). Можно построить такие станции в каждом областном центре южных регионов страны, общим объемом генерации электроэнергии равной мощности Балхашской ТЭЦ. При этом общая стоимость станций будет значительно дешевле и, что более важно, в свете продвижения Казахстана в сторону зеленой экономики экологиче-ски безопасней. В этой связи, уважаемый Сауат Мухаметбаевич, мы просим рассмотреть предложение по квотированию сырой нефти и газа для производственных нужд Кызылордин-ской области и надемся на Вашу поддержку в ускоренном решении данных вопросов. Кроме того, на Кызылординскую область приходится 14% всех запасов урана Казахстана. В настоящее время 4 ТОО являются недропользователями по урану. Освоение месторождений урана дало толчок строительству в Жанакорганском районе предприятия по производству серной кислоты. К 2015 году область планирует добывать 8 тыс. тонн урана. Сегодня по стране в целом добывается 21 тыс. тонн, то есть целесообразно строительство перерабатывающих производств. Важным направлением развития добывающей промышленности Кызылординской области является освоение крупнейшего в Казахстане месторождения ванадия «Курумсак», которое входит в десятку крупнейших в мире. Запасы пятиокиси ванадия в собственных рудах высокого содержания (около 1%) содержатся также на Баласаускандыкском месторождении. На этих двух месторождениях сосредоточено две трети запасов ванадия Казахстана. В области начато опытно-промышленное освоение этих месторождений. На Баласаускандыкском месторождении переработка ванадиевой руды достигла 15 тыс. тонн в год. ТОО «Фирма Балауса» реали-зует проект стоимостью около 35 млрд. тенге. Завершен только первый этап работ. Осуществляется запуск опытно-экспериментального производства по новой технологии выщелачивания ванадиевой руды. Учитывая наличие в регионе перспективных месторождений, считаем целесообразным в ускоренном режиме начать разведочные работы не только углеводородного сырья, полиметаллических руд, но и редкоземельных металлов. Второй вопрос – это газоснабжение и обеспечение газом потребителей Кызылординской области. Анализ выполнения программы утилизации попутного нефтяного газа крупных нефтяных компаний показал необоснованные и неодно-кратные передвижки сроков завершения программ утилизации. Как вы знаете, сжигание попутного нефтяного газа является одним из серьезных источников загрязнения окружающей среды. Вместе с углеводородами в атмосферу выбрасывается значительное количество углекислого газа, сажи, окислов азота, сероводорода и других вредных компонентов. Есть и экономическая сторона вопроса. Газ – важнейшее многокомпонентное, стратегическое сырье, которое бесцельно сжигается. Общий объем добытого газа недропользователями Кызылординской области за последние пять лет составил порядка 7,3 млрд. кубометров, из них просто сожжено более 1,5 млрд. кубометров. Возникает резонный вопрос – а где остальной газ? Все остальное использовано нед-ропользователями для собственных нужд, то есть закачено обратно в пласт, сожжено в печах, котлах, на подогреве нефтепроводов и газотурбинных установках. В то же время регион испытывает острый дефицит природного газа, в том числе для населения в объеме 350 млн. кубиче-ских метров в год. Фактически в прош-лом году мы получили товарный газ только с ТОО «Казгермунай» в объ-еме 260 млн. кубометров. При этом необоснованно мед-ленно продвигается проект по эффективному использованию попутного газа на месторождениях Арыскумского прогиба, в рамках которого предусматривается сбор попутного газа с месторождений «Бектас», «Коныс», «Кенлик», «Кызылкия» на месторождении «Арыскум». Строительство установки по комплексной подготовке газа АО «ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз» важно закончить до конца 2014 года, это позволит обеспечить население недорогим газом, улучшит экологиче-скую обстановку и благоприятно повлияет на условия жизни и инвестиционную привлекательность региона. В ближайшие два года мы поставили себе целью газифицировать все крупные населенные пункты Кызыл-ординской области. На первом этапе путем подключения к магистральному газопроводу «Бейнеу-Бозой-Самсоновка». До конца 2014 года планируется газифицировать 22 населенных пункта, в котором проживает 70% населения. На реализацию данных задач из областного бюджета запланировано 920 млн. тенге. На эти деньги до конца текущего года мы планируем разработать ТЭО 14 автоматизированных газораспределительных станций необходимых для обеспечения всех населенных пунктов области, а также ТЭО на строительство внутригородских газовых сетей и ПСД по газификации семи райцентров и крупных населенных пунктов. Таким образом, дефицит газа в регионе будет нарастать. Планируемый объем добычи газа на месторождении Акшабулак в 2013 году составляет 350 млн. кубических метров. Для покрытия дефицита газа и бесперебойного обеспечения поставок газа мы подняли вопрос по резервированию газа в хранилище «Бозой» для нашей области в объеме 500 млн. кубических метров за счет АО «Каз-ТрансГаз». Немаловажный вопрос конечной цены на газ от магистрального газопровода «Бейнеу-Бозой-Шымкент». По прогнозным расчетам его цена может составить от 12 до 16 тыс. тенге за тысячу кубометров. Сегодня стоимость газа для юридических лиц составляет 7506 тенге, для физиче-ских лиц – 6644 тенге. Повышение в 2-3 раза безусловно негативно скажется на социальном самочувствии населения области. В этой связи мы обращаемся в Министерство нефти и газа по вопросу установления приемлемой цены на газ для нужд области и надеемся на поддержку. Третий важный для нас приори- тет — экология региона. По-прежнему существует проблема утилизации промышленных и бытовых отходов. Нефтяные компании фактически самоустранились от этой проблемы. И предпочитают передавать функции утилизации производственных отходов подрядным организациям, зачастую не имеющим ни технологий, ни производственной базы, ни соответствующих мощностей. Стоимость такой «утилизации» постоянно снижается и составляет 10 тысяч тенге за тонну бурового шлама, 15,5 тысячи тенге за тонну замазученного грунта и 24 тысячи за тонну нефтяного шлама. Для сравнения: в Мангистауской области ана-логичные работы стоят на порядок дороже. В то же время качество проводимых работ со стороны подрядных организаций остаётся вне поля деятельности нефтяных компаний. По мнениям специалистов, только 10-20 % отходов бурения и 30-40 % нефтяных отходов используется повторно, а остальное просто закапывается. В результате ежегодно скапливаются сотни тысяч тонн промышленных отходов. Здесь мы хотим еще раз отметить, что запасов нефти осталось на 10-15 лет, а все ваши отходы будут отравлять экологию еще 50 лет. В результате ухудшается состояние пастбищных угодий, происходит интенсивное загрязнение окружающей среды. Это следствие нежелания предприятий вкладывать средства в переработку и утилизацию отходов. Данная ситуация фактически является перекладыванием наших проблем на плечи будущих поколений. В этой связи необходимо строительство эффективных, экологиче-ски чистых промышленных заводов по переработке и вторичному использованию отходов. Считаем правильным ввести прак-тику сохранения ответственности компаний-недропользователей за управлением отходами. Нельзя перекладывать эту ответственность на подрядные компании. И наказывать надо тех, кто эти отходы производит и не утилизирует должным образом. В четвертых, об увеличении казахстанского и местного содержания в нефтегазовых проектах. Общий объем закупок всеми нед-ропользователями Кызылординской области в 2012 году составил 550 млрд. тенге. Из них две трети составляет казахстанское содержание. По закупкам товаров 20%, работ 75% и услуг 85%. На первый взгляд цифры обнадеживающие, однако выборочный анализ закупок показал, что под видом отечественной продукции поставляются товары иностранного производства. К примеру, компания ТОО «СырдарьяНефтеСервис» осуществило ввоз из Китая установок электроцентробежных насосов для АО «Петро- Казахстан Кумколь Ресорсиз», при этом в сертификате указано, что доля казахстанского содержания составляет 80%, хотя ничего произведено не было. Или другой пример: «СНПС-Айдан Мунай» активно привлекает для оказания консалтинговых и инжи-ниринговых услуг различные под-разделения корпорации «СНПС». Составляются различные отчеты по разработке месторождений, стоимость которых достигает более 1 млрд. тенге в год. Аналогичные услуги предоставляются казахстан-ским институтом АО «НИПИ-Нефтегаз», но значительно дешевле. И таких примеров немало. По официальным данным, в ТОО «СП «Казгермунай» казахстанское содержание по закупкам товаров и услуг в прошлом году составило 30%, в АО «ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз» по закупкам товаров 25%, в АО «Тургай Петролеум» всего 16%. А какое фактическое казахстанское содержание надо очень внимательно проверить. Можно констатировать, что крупные недропользователи не поддерживают государственную политику по развитию казахстанского содержания. При проведении тендерных процедур включаются дополнительные параметры для заранее определенных иностранных производителей и сервисных компаний. При этом 70% проводимых нефтегазодобывающими компаниями тендеров признаются несостоявшимися пу-тем дисквалификации его участников из-за нарушения установленных процедур. В последующем закуп товаров, работ и услуг (наиболее капиталоемких) производится из одного источника. Между тем ввоз иностранного оборудования должен сопровождаться созданием сервисных центров, обуче-нием местного персонала, а также гарантийным обслуживанием с привлечением иностранных специалистов. В итоге окончательная цена закупаемого оборудования становится существенно выше первоначальной. Основная причина заключается в том, что конкурсные процедуры в большинстве своем проводятся непрозрачно, не обеспечивается равный доступ к ним всех потенциальных поставщиков. На наш взгляд решением вопроса может стать: 1) обеспечение прозрачности проводимых закупок и включение в сос-тав тендерных комиссий представителей НЭПК «Союз «Атамекен» и других неправительственных организаций области; 2) предоставление доступа акимату Кызылординской области к системе приема отчетов недропользователей Министерства нефти и газа РК; 3) обязательное опубликование недропользователями плана закупок на ближайшие три года с постоянным обновлением информации. Немаловажный вопрос – подготовка и переподготовка казахстан-ских специалистов. В нефтяной отрасли Кызылординской области занято более 6000 человек. В соответствии с Законом «О недрах и недропользовании» в контрактах недропользователей предусмотрены казахстанское содержание в кадрах и расходы на обучение, а также повышение квалификации и переподготовку работников из числа казахстанских граждан. За последние три года фактиче-ские расходы только на обучение и переподготовку казахстанских работников в таких компаниях, как АО «ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз», ТОО СП «Казгермунай», АО «CNPC – Ай Дан Мунай», АО «Тургай Петролеум», ТОО СП «Куат Амлон Мунай» составили порядка четырех миллиардов тенге. Это немалые деньги! Но как они были израсходованы компаниями? На некоторых предприятиях на протяжении ряда лет в составе руководящего звена остаются одни и те же иностранные специалисты. Ежегодная профессиональная подготовка проводится формально, не имеет никакого практического значения. Сертификат повышения квалификации, полученный по окончании курсов, не признается не только в странах ближнего и дальнего зарубежья, но и в Казахстане. Нет никакого замещения иностранной рабочей силы, учеба не отражается на трудовом статусе и на заработной плате. Это свидетельство неэффективного использования освоенных средств, выделяемых на обучение. Со своей стороны мы будем принимать все возможные меры по организации подготовки необходимых специалистов и развития системы профессионально-технического образования с учетом потребностей компаний, работающих в регионе. Вместе с тем на сегодня имеется ряд проблемных вопросов. Это недостаток учебных мест в колледжах, пассивность работодателей в процессе подготовки рабочих кадров, слабое развитие партнерства профессиональных учебных заведений и промышленных предприятий области, а также необходимость обновления материально-технической базы профшкол и колледжей. Первым шагом в решении данной проблемы является договоренность с Национальной Атомной Компанией «Казатомпром» о строительстве профессионально-технического лицея на 600 мест с общежитием на 200 мест в городе Кызылорде. Его мы оснастим самым современным оборудованием, пригласим высококвалифицированных преподавателей, в том числе из-за рубежа. Думаем, что нефтяные компании тоже заинтересованы в строительстве своего учебного центра. И кроме того, мы внесли предложение в Министерство труда и социальной защиты населения о внесении изменений в действующее законодательство. С тем, чтобы не выдавать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы компаниям, допускающим наличие просроченной задолженности по заработной плате и имеющим значительные диспропорции в заработных платах казахстанских и иностранных специалистов, которые порой носят явно дискриминационный характер. Например, зарплата нашего мастера участка 300 тыс. и 3 млн. тенге иностранного. Это недопустимо! Ну и пятый, последний вопрос, который мы бы хотели сегодня вынести на ваше обсуждение, – это социальная ответственность компаний - недропользователей. К нашему сожалению, многие недропользователи подменяют понятие Корпоративной социальной ответственности выполнением социальных обязательств. Речь сегодня пойдет о Корпоративной социальной ответственности — это общепринятая международная концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, возлагая на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны общественной сферы. Это обязательство выходит за рамки установленного законом обязательства и предполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом. Наглядным примером такой работы является Социальная программа компании АО «НАК «Казатомпром». Особо хочется поблагодарить за работу по социальному развитию области компанию «Лукойл оверсиз сервис» за реализацию программы социального партнерства «Акниет». В которой предусматривается выдача безвозмездных грантов на открытие малого бизнеса на селе инвалидам, многодетным и социально уязвимым слоям населения. Я специально сегодня детально не остановился на существующих проблемах в области (острая нехватка дошкольных учебных заведений, трехсменное обучение в средних школах, отсутствие спортивных и культурных учреждений, изношенность коммунальных сетей и многое другое) – они всем известны. Удивляет, что все это происходит в регионе, в котором уже на протяжении 20 лет идет интенсивная добыча углеводородов, а социально-экономическое положение населения ухудшается. В этой связи мы обращаемся ко всем недропользователям с предложением перейти к общепринятым правилам Корпоративной социальной ответственности бизнеса и повысить свою роль в улучшении социальных стандартов жизни населения области, в которой они работают. Опираясь на лучший международный опыт, крупные компании выделяют на решение социальных вопросов региона средства в объеме не менее 3 % от реализованной продукции. Данные средства идут на социальное развитие региона, подготовку кадров и работу с персоналом, социальную помощь семьям и льготы работникам, поддержку ветеранов, охрану труда и экологическую безопасность. Не забывайте, что Инвестор, получая прибыль от наших недр, обязан разделить с нами заботы и о повышении уровня жизни наших людей. Другого просто не дано! В завершении своего выступления несколько слов о перспективах развития города Кызылорды. Как вы знаете, утвержден генеральный план развития левого берега, в котором запланировано строительство микрорайона нефтяников. Вся инженерная инфраструктура будет построена за счет государственного бюджета. Уже в этом году будут сданы первые объекты социальной инфраструктуры. В будущем там будут построены несколько жилых комплексов, гостиниц, бизнес-центров и т.д. В этой связи всем недропользователям предлагается согласно этому плану зарезервировать земельные участки под строительство собственных социальных объектов для своих сотрудников. Речь идет о жилых комплексах, центральных офисах, дет-ских садах, школах, объектах здравоохранения и спорта. Уважаемые участники совещания! Вот те вопросы, которые мы хотели бы сегодня совместно обсудить и принять по ним конкретные решения. Надеюсь на вашу поддержку в их эффективном решении. Благодарю за внимание.
Категория: НОВОСТИ | Просмотров: 708 | Добавил: kv | Рейтинг: 0.0/0 |

Разделы новостей

Календарь новостей

«  Апрель 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Друзья сайта

Статистика




Дизайн, разработка, поддержка - Кан Дмитрий