Новые подходы к исследованию исторических процессов - 3 Августа 2013 - ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ГАЗЕТЫ "КЫЗЫЛОРДИНСКИЕ ВЕСТИ"
Главная » 2013 » Август » 3 » Новые подходы к исследованию исторических процессов
Новые подходы к исследованию исторических процессов
23:57
Новые подходы к исследованию исторических процессов
 Особое значение история, да и в целом наука приобретает в так называемые периоды перемен – коренной трансформации социально-политических моделей, когда на повестку дня выходят вопросы переосмысления исторического процесса, формирования нового исторического мышления. Историческая наука приобрела новую качественную характеристику, определяемую в виде новых подходов к научной проблематике, свободный творческий поиск, а также усиление интереса к проблемам этногенеза, государственности, кочевниковедения, религиоведения, международных отношений и общего исторического наследия. Состояние развития этнической идентичности и национальной идеи ставят проблему глубокого, разностороннего, свободного от спекулятивных, абстрактных и упрощенных подходов изучения истории и динамики развития государственности. Мифологизированные исследования последних лет либо были идеологизированными, либо касались частных проблем вне контекста истории стран и народов Евразии и шире – мировой истории. Для многих историков по-прежнему характерна узость научных интересов, замкнутость на своей тематике, отсутствие интереса к теории исторического познания, к смежным проблемам регио-нальной и всемирной истории. К истории государственности и культуре ученые обращались ранее, но, скованные рамками формационной методологии и советской идеологии выражали это в форме обобщающих универсальных историй, в которых терялись локальные особенности истории казахского народа, богатство национальной культуры. Казахская государственность характеризовалась вскользь без генезиса, эволюции, развития типологии государственных образований. Основной проблемой исторической науки Казахстана является фрагментарность исторического знания о недавнем прошлом. В связи с этим задача академической исторической науки видится в создании целостной картины отечественной истории во всем ее многообразии. Это позволит представить историю как особую сферу, имеющую свою специфику и упорядоченность. Одно из важных направлений исторической науки, определяющее теоретическую базу, – источниковедение и историография. Знание историографии вопроса определяет методологию работы историка, а знание источников, литературы позволяет сделать объективные выводы, основанные на междисциплинарном объективном подходе, нацеленном на изучение и создание объективной истории с древности по настоящее время и нового исторического мышления по развитию казахской государственности на оригинальных первоисточниках, архивах и артефактах, а также на обоснование территориальной целостности, исследование истории и культуры Казахстана в контексте мировой истории во взаимосвязи и взаимодействии, преемственности в истории и культуре казахского народа. История и культура Казахстана на протяжении многих столетий развивались в тесном взаимодействии с восточными цивилизациями. Китайские, тюркские, монгольские, иранские и арабские древние и средневековые письменные памятники являются ценными источниками для изучения кочевых культур и этнополитической истории на территории нашей республики. За годы независимости усилиями ученых-историков были выявлены и приобретены ранее неопубликованные восточные рукописи, архивные материалы, проведены комплексные исследования, научные переводы и анализ письменных источников, которые хранятся в зарубежных библиотеках, музеях и архивах. Эти исследования целенаправленно расширяют источниковую базу, позволяют обозначить ряд новых научных проблем. Кроме того, впервые в научный оборот был введен определенный комплекс источников, отражающих все этапы исторического развития, культурные традиции казахского народа. В связи с недостаточным изучением археологических, антропологических и письменных материалов периода ранних кочевников проблемы этногенеза казахского народа требуют комплексного исследования сведений о ранних кочевниках: саках, усунях, кангюях, хуннах, кушанах, юэчжи и др. из древних письменных памятников, каменных надписей на кхароштхи, согди, античных, древнеиндийских, китайских источников и артефактов. Необходимо пересмотреть методологические подходы по изучению истории Тюркской Империи, в частности, понятие Западного и Восточно-Тюркского Каганата, и специфики этнокультурного развития (традиции, мировоззрение, государственное и социально-экономическое устройство) на основе изучения новых письменных древнетюркских рунических текстов, летописей на древнегреческом, древнекитайском и персидском языках. Следует выработать новые методологические подходы по изучению истории Золотой Орды (Улусы Джучи, Чагатая) по проблемам этнополитической истории и этнокультурных связей племенных союзов, а также вопросам этногенеза, религиозного мировоззрения кочевых племен (кипчаки, кимеки, канглы, карлуки, огузы, кереиты, джалаиры, найманы, конраты, меркиты и др.). В связи с этим необходимо ввести в научный оборот новые письменные турфанские, монгольские, сирийско-согдий-ские тексты, летописи на китайском, арабском и персидском языках, письменные памятники по истории мамлюкских кипчаков, сочинения богословов, выходцев из Центральной Азии по истории ханафитского мазхаба. Настоятельно требуется изучение проблемы истории преемственности казахской государственности, связанной с историей Ак-Орды и Казахского ханства и развития дипломатических, социально-экономических, историко-культурных взаимоотношений со странами Востока и Запада. С помощью государственной программы «Мәдени мұра» (2004–2009 гг.), инициированной Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, представилось возможным пополнить и расширить казахстанскую источниковедческую базу, что стало большим подспорьем для исследования и написания объективной национальной истории. Были проведены востоковедные архео-графические работы в Российской Федерации, КНР, Монголии, Кыргызстане, Турции, Армении, Венгрии и Швейцарии. Конкретные результаты работы археографических экспедиций вошли в книги, изданные в рамках этой программы. Они создали солидную базу для работы большой группы исследователей по реконструкции древней и средневековой истории и культуры казахского народа. Материалы, обнаруженные востоковедными археографическими экспедициями в зарубежных архивах, фондах, библиотеках, музеях, являются уникальными. На их базе опубликованы серии книг (26 томов) в том числе: «История Казахстана в арабских, персидских, тюркских, китайских, монгольских, армянских источниках», «История Казахстана в восточных миниатюрах» и др. Новые выявленные материалы констатируют историческую роль казахов в мировой истории. В результате востоковедных археографических экспедиций были обнаружены новые памятники древнетюркской письменности (в Таласе, Кыргызстане, Мерке, Казахстане, Хакасии, Монголии), нумизматические памятники VII–VIII веков с тюркскими руническими надписями (в Турфане, Бесбалыке, Каракоруме), уникальные списки рукописей «Диван-и хикмет» Хаджи Ахмеда Ясави, «Му‘изз ал-ансаб» – генеалогии ханов-чингизидов (в Нацио-нальной библиотеке Франции), «Джами‘ ат-таварих» Кадыргали Джала’ири (в Великобритании), документы из канцелярии казахских ханов и султанов (в фондах Первого исторического архива Китая). Все эти новые памятники и артефакты показывают роль казахов в политической истории, свидетельствуют о том, что тюрки имели письменность, развитые города, устанавливали дипломатические, торгово-экономические отношения с соседними странами. К примеру, сотрудниками Института востоковедения им. Р. Б. Сулейменова были выявлены уникальные архивные документы в Китае – более 300 на чагатайском, ойратском и более 3 000 на маньчжурском и китайском, содержащие официальные письма казахских ханов и султанов, направленные правителям соседних государств, сведения о дипломатических связях, о казахско-китайской торговле. Следует отметить, что архивные документы, выявленные впервые в Первом историческом архиве Китая свидетельствуют о существовании у казахских правителей канцелярии, дипломатической переписки и обмена послами. Казахстан и Центральная Азия своим выгодным географическим расположением, природными ресурсами, древней самобытной культурой всегда привлекали внимание западно-европейских путешественников. И поэтому богатые коллекции артефактов культуры, документов, мемуаров западных путешественников, хранящиеся в настоящее время в музеях и архивных фондах стран Европы и Америки, имеют непреходящее значение для изучения истории и культуры Казахстана. В фондах Музея этнографии (Будапешт, Венгрия) хранится собрание Джорджа Алмаши, венгерского путешественника XIX века. Среди казахских экспонатов находятся ювелирные (серьги, браслеты, амулетницы), кожаные (походные сосуды для кумыса), деревянные, металлические изделия, конское снаряжение, вышивка и другие этнографические предметы. В собрании находятся экспонаты-раритеты, совершенно неизвестные науке Казахстана. Обнаруженные раритеты, несущие важную информацию историко-культурного значения, существенно дополняют общую картину истории казахского прикладного творчества. Большую научную ценность представляют экспонаты, относящиеся к культуре кипчаков. Исследование и публикация кипчакских материалов, соотносимых в художественном отношении с казахскими изделиями, открывают новую страницу в научном осмыслении культурного наследия казах-ского народа. В качестве результатов проведенных работ в фондах Музея этнографии (Будапешт, Венгрия) была издана книга-альбом «Раритеты декоративно-прикладного искусства казахов за рубежом». В рамках программы «Мәдени мұра» впервые была проведена работа по сбору и копированию уникальных материалов из архива фонда швейцарского путешественника Анри Мозера (1844-1923). В фонде сохранились восточные рукописи, исторические фотографии, ценные этнографические и нумизматические артефакты, которые представляют огромное значение не только для изучения истории и культуры казахского народа, но и взаимоотношений Казахстана с Центральной Азией, Россией, Китаем, Ираном и Индией. Анри Мозер из своих поездок привез очень много ценных материалов, которые составили основу его коллекций. Отдельные разделы в его богатой коллекции составляют боевое снаряжение, этнографические предметы, восточные рукописи, миниатюры, образцы калли-графии, нумизматические материалы, керамика и текстиль. Всю свою жизнь Анри Мозер занимался, помимо расширения своей коллекции путем дальнейших приобретений на аукционах, исследованиями истории и культуры Центральной Азии. В 1914 году Анри Мозер отдал свою коллекцию и богатый личный архив в Бернский Исторический музей, где они хранятся по сей день. Обнаруженные и зафиксированные в фонде Бернского Исторического музея Швейцарии экспонаты представляют огромную информационную ценность для более полного осмысления историко-культурного наследия казахов. Большинство экспонатов, датирующихся ХIХ веком, являются раритетами, они существенно дополняют политическую историю Казахстана, а также представляют собой высокие образцы художественного творчества казахского народа. Среди экспонатов особо выделяется длинные настенные фризы (киіз үйдің арқалығы) с разным аппликационным узором, отражающим политическую иерархию казахского общества, которые представлены в единственном экземпляре и не имеют аналогов в музейных собраниях Казахстана. История Казахстана является, безусловно, неотъемлемой частью мировой, общечеловеческой истории. В свою очередь историческая наука Казахстана представляет собой важный элемент мировой истории как научной дисциплины. В связи с этим возникает необходимость установить и укрепить взаимосвязь казахстанской исторической науки с общемировым академическим пространством. Трехтысячелетняя общность исторических судеб, отчетливо проявляющаяся в многочисленных исторических источниках и памятниках, является очевидной константой исторического времени Евразии. Не случаен поэтому тот факт, что тысячи лет истории сегодня актуализируют идею евразийства и интеграционные процессы в постсоветской Евразии. Другим современным трендом, имеющим свои глубокие исторические корни в богатой культуре Евразии, является идея диалога – между различными этнокультурными группами, религиями и цивилизациями. История Евразии, и в частности Казахстана, показывает, что ни одна цивилизация не может развиваться в отрыве от иных, что они носят взаимодополняемый характер. Роль историков состоит в том, чтобы найти точки соприкосновения между социально-культурными реалиями, геополитическими интересами и современными ценностно-нормативными приоритетами на основе истории народов Евразии. Эволюция развития исторической нау-ки показывает, что она в большей степени должна являть собой квинтэссенцию, объединение широкого спектра смежных дисциплин: истории, источниковедения, востоковедения, антропологии, языкознания, культурологии, социологии, международных отношений, политологии. Все большее значение для правильного понимания сложных исторических процессов, происходивших и происходящих в обширном регионе Центральной Азии, имеет разработка проблем историко-культурных взаимосвязей народов с древности и по настоящее время, их этнополитическое родство и самобытность, которые являются естественным условием интеграционных процессов в Центральной Азии. Взаимосвязь цивилизаций ЦА отчетливо прослеживается через историко-культурные пласты. В настоящее время, в период независимости Казахстана, актуализация этнического самосознания одновременно в связи с идеями культурной интеграции в развитие толерантности является важным и необходимым исследовательским направлением в исторической науке. Проведение историко-сравнительного анализа с традициями народов Центральной Азии, выявление динамики общих и особенных признаков в этом явлении духовной культуры является важной проблемой историко-культурного значения. Национальные приоритеты Казахстана должны основываться на исторических знаниях, полученных в ходе проведения фундаментальных и прикладных исследований. В связи с этим главным направлением исторической науки является исследование проблемы формирования национальной идеи в контексте консолидации и стабильности казахстанского общества. Разработка многих проблем истории и культуры Казахстана, а также историко-культурных взаимоотношений многочисленных народов республики на обширной источниковой базе является весьма сложной, важной и актуальной задачей. Появляется необходимость в расстановке акцентов в отечественной исторической науке в сфере формирования национальной идеи и консолидации казахстанского общества. В современных условиях научной общественности необходимо уделять повышенное внимание тенденциям развития межэтнического и межконфессионального диалога и религиозной ситуации, поиску механизмов влияния религиозного фактора на общество. Это в свою очередь требует тесного взаимодействия научных исследований с решением задачи по формированию национальной идеи как основы устойчивого развития Казахстана, более глубокого учета при разработке и проведении научных исследований исторического опыта взаимодействия Востока и Запада. Прежде всего здесь необходимо отметить, что ставшее уже классическим деление на Восток и Запад также претерпевает сегодня определенную трансформацию. Несмотря на то, что данный процесс находится на своей начальной стадии развития, тем не менее уже можно отметить определенные изменения. Связаны они с тем, что дихотомия Восток – Запад уже больше не является определяющей. Принцип множественности культур, помноженный на глобализацию-локализацию, выводит на повестку дня сетевой принцип и, кроме того, другие возможные линии взаимодействия, в частности такие, как Север – Юг. Поскольку концепт культуры по самому своему определению подразумевает включение, взаимодействие ряда культур между собой, то в условиях изменения (точнее расширения) данного концепта происходит и значительное расширение взаимодействующих культур. Это означает, что сугубо географические рамки, доминировавшие в сознании народов и обществ на протяжении тысячелетий, начинают стираться и размываться. Вместо этого во главу угла ставится содержание, наполнение культуры, которое и должно определять, каким образом культуры будут взаимодействовать между собой. Столь значимое изменение имеет большое значение, поскольку все производные культуры, в частности религии, также получают новое измерение. В межрелигиозном диалоге, например, жесткое разграничение между религиями уже не отвечает вызовам времени. Более того, оно становится не только непродуктивным, но и (принимая во внимание политизацию религий) абсолютно вредным. Вместо этого актуальным становится такое понимание религии, которое ставит ее в контекст определенных культур (взаимодействующих между собой или же нет). Такое «наполнение» религии подразумевает, с одной стороны, что религии всегда должны учитывать культурный контекст. Это приводит к тому, что в одном и том же культурном контексте религии неизбежно должны взаимодействовать между собой. С другой стороны, и в различных культурных контекстах религии (особенно мировые религии, «разбросанные» по всему миру) потенциально играют связующую роль между культурами. Такое расширительное толкование религии ведет к необходимости диалога и взаимодействия как обязательного фактора, способствующего сегодня снимать линии напряжения. В мировой научной литературе религиозная ситуация определяется как один из важных факторов, способствующих укреплению или ухудшению политической стабильности общества. В связи с этим по мере углубления демократических процессов, расширения социально-экономических преобразований в стране значение общественной стабильности и государственной безопасности будет все более возрастать и определять как внутреннюю, так и внешнюю политику. Не будет преувеличением сказать, что лишь сейчас, на рубеже столетий, научные центры во многих странах мира начинают по-настоящему изучать религиозные движения и течения, что свидетельствует о том, что это не только чисто научный вопрос, но и государственно-политический. Современные события, происходящие в странах Центральной Азии и других регионах мира, наглядно подтверждают органическую связь вопросов религии и проблем укрепления национального и духовного единства любого государства в целях сохранения национальной безопасности. Для этого необходимо глубокое и всестороннее изучение исторических корней, идеологических и политико-правовых основ религиозных движений и течений, особенностей религиозных систем стран Центральной Азии и Востока. Ситуация в ЦА, особенно в сфере религиозных отношений и религиозной политики, волнует мировую общественность. Так, выдвинутая с трибуны ООН инициатива Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева по созыву Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) призвана содействовать укреплению стабильности и мирному развитию в этом регионе. Первостепенной задачей должен стать объективный научный анализ ситуации в Казахстане и других стран Центральной Азии. Главное, что должно отличать новый подход к актуальным вопросам данной тематики, – его научная обоснованность, что, в свою очередь, является гарантией успешности любой политической инициативы. Историческая нау-ка в этом плане открывает широкие возможности для исследователей, а многоплановость и многоаспектность самой проблемы предполагают разные пути ее исследования, в силу чего конечный научный обоснованный вывод будет более объективным. Специфика проблем отечественной науки связана с исторической и перспективной ролью Казахстана как страны, занимающей транзитное положение в системе взаимосвязей цивилизаций Востока и Запада. Характеристика такой роли Казахстана содержится в Государственной программе «Путь в Европу», утвержденной Президентом, и концепции диалога «Мусульманский мир и Запад». Это особенно важно для Казахстана, определяющего в настоящее время пути своего будущего развития, свое место в диалоге Востока и Запада. Председательство РК в ОБСЕ и ОИС является важной миссией в стремлении нашей страны внести идеи евразийского духа и модели казахстанского межэтнического и межкультурного согласия. Расположенная и в Европе, и в Азии наша страна по праву считается евразийским, впитавшим в себя культуры различных цивилизаций пространством, на котором функционируют крупнейшие мировые религии – ислам, христианство и иудаизм. Есть все основания полагать, что эти важнейшие звенья единой государственной политики нашей страны станут началом нового конструктивного диалога восточных и западных цивилизаций и культур. Тем более что наша страна с 2003 года стала местом проведения уже трех съездов лидеров мировых и традиционных религий. Инициативы Главы государства, нацеленные на формирование и внедрение идеи межкультурного и межрелигиозного диалога, оказались чрезвычайно востребованными. Сегодня в Евразии складывается уникальная система безопасности, важнейшими элементами которой являются такие организации, как СВМДА, ШОС и ОБСЕ. Отношения в гуманитарных областях имеют огромное, а в некоторых случаях и приоритетное значение в налаживании диалога Восток – Запад. В связи с этим особое значение имеют исторические исследования, касающиеся истории Казахстана в контексте взаимоотношений восточной и западной цивилизаций. Именно в гуманитарной области можно обеспечить достаточно быстрый рывок вперед, существенно повлиять на общественное сознание народов, снизить их недоверие друг к другу. В этом плане актуальной является разработка программ совместного изучения учеными тех проблем, в которых наиболее наглядно проявляется общность исторических идей Востока и Запада. В свою очередь сотрудничество с зарубежными учеными и экспертами играет чрезвычайно важную роль в координации усилий и установлении тесных связей не только между учеными различных стран Востока и Запада, но и между существующими научными школами, методологическими направлениями по исследованию мировой истории. В рамках интеграции Востока и Запада актуальными для Казахстана становятся исследования историко-культурных и социально-экономических основ развития Шелкового пути. Историческая миссия Великого шелкового пути не только не потеряла своей актуальности, но и поднялась на новый этап возрождения. Создание Нового шелкового пути – великого транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай – важная веха в истории независимого Казахстана. Новый шелковый путь позволит поднять имидж нашего государства посредством формирования индустрии и туризма, логистических и коммуникационных систем, а также откроет новые перспективы развития Казахстана. Развитие исторической науки определяется научными исследованиями, отражающими национальные приоритеты РК. Ее эволюция, способность к адаптации в быстро меняющемся мире говорят о большом потенциале и способности к дальнейшему развитию. Историческая наука разрабатывается в соответствии с основными положениями Стратегии «Казахстан-2050». В XXI веке Казахстан должен укрепить свои позиции и стать мостом для диалога и взаимодействия Востока и Запада. Так, при написании новейшей истории Казахстана должна быть охвачена история внешнеполитических и внешнеэкономических связей Казахстана со странами Востока. В частности, состояние и перспективы двустороннего сотрудничества и стратегического партнерства Казахстана со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Южной Азии. Интенсивное сотрудничество с азиатскими странами в сфере экономики, в том числе в топливно-энергетическом, транспортно-коммуникационном, агропромышленном комплексах, а также инновационно-технологическом, туристско-рекреационном и других секторах предполагает формирование новой системы развития взаимоотношений Восток – Запад. К настоящему моменту назрела необходимость в установлении обратной связи между учеными и представителями государственных структур, принимающими решения. В связи с этим в долгосрочном плане необходимо интегрировать историческую науку в процесс принятия государственных, общественно значимых решений, то есть закладывать основы «общественной политики» (Public Policy). Это особенно важно в условиях высокой роли государства в принятии решений относительно как концепции, так и механизмов развития общественно-гуманитарных дисциплин. В качестве предложений по поднятию на качественно новый уровень исторической науки, координации и стимулированию научных исследований в области изучения, сохранения, развития и популяризации исторического, культурного и духовного наследия казахского народа предлагаем следующее: 1. Президент страны подчеркнул, что формирование исторического сознания нации, сохранение культурного наследия является национальным приоритетом. В связи с этим необходимо усилить и продолжить перманентную работу по выявлению новых письменных архивных источников и артефактов, хранящихся в зарубежных хранилищах и библиотеках, которые являются неизвестными и со временем могут исчезнуть. 2. Одной из необходимых мер для развития отечественной исторической науки является увеличение финансирования на фундаментальные и прикладные исследования, выделение финансовых средств на научные экспедиции по сбору и изучению источников и командировки в зарубежные научные центры, рукописные фонды и библиотеки, на издание монографий, научных сборников, журналов по результатам фундаментальных и прикладных исследований. 3. Проведение постоянно действующего Совета по историческим наукам при Конгрессе историков по выработке стратегических задач, стоящих перед отечественной исторической наукой, защите академической науки от профанации, дилетантизма и непрофессионализма. Совет должен состоять из ведущих специалистов в различных областях, которые будут определять основные направления развития исторической науки в Казахстане (с целью эффективного использования государственной поддержки), исходя из приоритетов, имеющихся ресурсов, актуальности проблематики. 4. В функцию совета войдет разработка концепции истории Казахстана, в рамках которой должны развиваться исследования по отечественной истории по линии государственных субсидий, разрабатываться государственные программы по соответствующим историческим дисциплинам для вузов Казахстана и подготовки к изданию учебников, учебных пособий и научно-популярных серий по истории Казахстана. Современные проблемы на мировом уровне волнуют не только политиков, но и в том числе ученых-историков (фундаментальное исследование и анализ этих проблем, поиск путей решения, проведение параллелей между прошлым, настоящим и будущим). Комплексный междисциплинарный научный подход к изучению роли и места Казахстана в мировой системе, анализ имеющихся здесь вызовов и угроз, учет политической и культурной специфики соседних регионов и стран, проведения реформ, этнического менталитета, а также ретроспективное освещение историко-культурных взаимовлияний цивилизации Запада и Востока является особо актуальным.
Меруерт АБУСЕИТОВА,
доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент НАН РК, заведующая отделом Института востоковедения им. Р. Б. Сулейменова (газета «Казахстанская правда» от шестого июня с. г.).
Категория: ОБЩЕСТВО | Просмотров: 867 | Добавил: kv | Рейтинг: 0.0/0 |

Разделы новостей

Календарь новостей

«  Август 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Друзья сайта

Статистика




Дизайн, разработка, поддержка - Кан Дмитрий