Главная » 2013 » Июнь » 1 » Новая модель государственной службы ориентирована на человека
Новая модель государственной службы ориентирована на человека
23:51
Новая модель государственной службы
ориентирована на человека
Модернизация государственной службы, профессионализация ее основанная на принципах меритократии, эффективности, результативности, транспарентности и подотчетно­сти обществу, является важнейшим фактором в обеспечении конкурентоспособно­сти системы государственного управления. Президентом Республики Ка-
захстан Н.А. Назарбаевым в Послании народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства» одним из приоритетных направлений развития казахстанского общества определено формирование нового типа государственного управления, отвечающего новым задачам служения обществу и укреплению государственности. Лидером нации поставлена задача по формированию профессионального государственного аппарата, для которого служение народу и государству превыше всего. Глава государства отметил необходимость качественного улучшения кадрового состава госу­дарственной службы через введение усовершенствованных методик отбора и профессиональной подготовки. Работа в этом направлении уже ведется, в марте текущего года вступили в силу изменения в законодательстве о государственной службе. Сформированы три корпуса государственной службы – корпус политических госслужащих, управленче­ский корпус «А» и исполнительский корпус «Б». Разработаны и приняты ряд подзаконных актов регулирующих вопросы отбора на государственную службу, оценки персонала, разработаны новые квалификационные требования к административным должностям как корпуса «А», так и корпуса «Б» и т.д. В корпус политических государ-
ственных служащих будут включены служа­щие, формирующие государственную политику, осуществляющие руководство отраслью (сферой) государственного управления, определяющие стратегические направления государственного развития в соответствующей сфере, а также служащие, назначение которых носит политико-определяющий характер. В состав политических государственных должностей будут отнесены следующие должности: первые руководители центральных государственных органов, органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан, их заместители, акимы областей, столицы и города республиканского значения и их заместители, а также ряд государственных должностей, перечень которых будет определяться Президентом Республики Казахстан. В настоящее время идет процесс формирования кадрового резерва управленческого корпуса «А», обеспечивающий реализацию политики, формируемой политическими государственными служащими, и взаимосвязь между принятием стратегических решений и их исполнением. На конкурс подали документы более двух тысяч человек, в том числе и те кто занимает указанные должности, они также в равной конкурентной борьбе должны доказать свою профпригодность. Первым этапом отбора является тестирование на знание законодательства, тест на определение управленческих и личностных компетенций, логический тест на определение уровня IQ, тест на знание государственного языка по программе КАЗТЕСТ. По данным Агентства Республики Казахстан документы для участия в конкурсе подали 2024 человека, в том числе 447 человек не являющихся госслужащими. 1124 конкурсанта преодолели пороговый уровень и допущены к следующим этапам конкурса. Из числа госслужащих, должности которых переведены в корпус «А», 511 человек подали документы для участия в отборе, из них 115 человек не преодолели пороговое значение. Среди них: 1 из 18 ответственных секретарей, 2 из 14 руководителей аппаратов акимов областей, 8 из 41 председателей и членов ревизионных комиссий, 54 из 191 акимов районов, городов и 2 из 16 председателей Дисциплинарных советов Агентства РК по делам госслужбы. С участниками конкурса, пре-
одолевшими тестирование проведены собеседования в региональных кадровых комиссиях, возглавляют которые акимы областей. Окончательным же формированием кадрового резерва управленче­ского корпуса «А» административной государственной службы займется Национальная комиссия по кадровой политике при Президенте Республики Казахстан. Предполагается, что на данном этапе будет сформирован кадровый резерв корпуса «А» численностью более 800 человек, из числа которых на должности будет назначено 550, остальные будут состоять в резерве, срок пребывания в котором определен 2 года. Для формирования эффективного механизма, обеспечивающего стабильность работы административных государственных служащих и внутриведомственную преемственность, установлен четырехлетний срок пребывания государственного служащего в должности корпуса «А», с возможностью его продления еще на такой же срок. Для обеспечения высокого уровня профессиональных и управленческих навыков предусматривается проведение ротации государственных служащих корпуса «А». В исполнительный корпус «Б» государственной административной службы включены государственные служащие, занимающие исполнительные должности. С учетом положительной практики действующего реестра должностей администра­тивных государственных служащих по категориям, для должностей исполнитель­ного корпуса «Б» административной государственной службы установлены категории. Назначение в корпус «Б» будет производиться на конкурсной основе. В новой модели порядок поступления на государственную службу будет принципи­ально усовершенствован путем внедрения двухэтапного конкурсного отбора. На первом этапе конкурсного отбора уполномоченным органом и его территориальны­ми управлениями будет проводиться тестирование и выдача соответствующего сертификата, дающего право участия во втором этапе конкурсного отбора. На втором этапе конкурсного отбора для назначения на вакантную должность государственный орган проводит конкурсный отбор только из числа лиц, имеющих сертификаты. В ходе конкурсного отбора второго этапа будут применяться конкурсные процеду­ры, определяемые отраслевой спецификой и направлениями деятельности государ­ственного органа. Принимаются меры по повыше-
нию прозрачности и объективности конкурсных процедур – обязательная видеосъемка конкурсных процедур, участие СМИ и общественных наблюдателей, повышение ответственности членов конкурсных комиссий за объективность конкурсного отбора. Таким образом, внедрение двух­этапного конкурсного отбора позволит эффек­тивно обеспечивать госорганы профессионально компетентными кадрами. Необходимо отметить, что усовершенствован также и порядок работы с кадровым резервом государственной службы – теперь только госорган рекомендовавший конкурсанта в кадровый резерв имеет право принять его на работу из резерва. С другой стороны при наличии вакансии госорган обязан принять резервиста которого он рекомендовал на вакантную должность. Что касается переводов – то они будут допускаться только в пределах одного государственного органа, с учетом его территориальных подразделений. Таким образом ставится заслон так называемым «командным перемещениям». В мировой практике вопросы профессионального развития и обучения являются приоритетными в системе управления человеческим капиталом государственной службы. С учетом положений «Стратегии 2050» будет значительно усилен статус Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан как базового образовательного центра по подготовке высококвалифицированных госу­дарст­вен­ных служащих. Важнейшей мерой станет качественная модернизация содержательной части программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации государствен­ных служащих, в том числе обновление программ обучения на основе современных образовательных технологий и принципов системы государственного управления, ориентированного на результат. Для повышения эффективнос-
ти обучения государственных служащих на региональ­ном уровне Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан будет координировать деятельность региональных центров переподготовки и повышения квалификации, проводить мониторинг качества содержательной части образовательных программ. Что касается оценки деятельности государственных служащих, то в мировой практике применяется оценка конечных результатов работы государст­венных служащих, основанная на сравнении заданных целей и задач, должностной инструкции, выполняемой работы и достигнутых результатов. Поэтому в новой модели также усовершенствована система оценки деятельности государст­венных служащих. Оценка эффективности деятельности работы государственных служащих ориентирована на конечный результат и будет основанием для премирования и поощрения государственных служащих, определения потребности в переподготов­ке и повышении квалификации, повышения по службе. В новой модели также усовершенствован механизм проведения аттестации государственных служащих, которая теперь распространяется только на государст­венных служащих, деятельность которых по результатам оценки определяется как недостаточно эффективная. Эффективная система мотивации государственных служащих станет фактором, создающим прямые стимулы для высоких показателей в работе, удерживающим кадры на государственной службе, и дополнительной мерой для профилактики коррупционных правонарушений. Важной частью системы мотивации государственных служащих станут немонетар­ные методы стимулирования. Учитывая, что моральное стимулирование является самым развитым видом мотивации, основанным на потребности человека в общественном признании, учреждена ведомственная награда «Үздік мемлекеттік қызметші» — «Отличник государственной службы». В системе мотивации будет при-
меняться индивидуальный подход в рамках целостной кадровой политики государственного органа. Формируется целостная система управления персоналом государственной службы, в том числе обеспечивается методологическое взаимодействие кадровых служб государственных органов и уполномоченного органа по делам государственной службы. Внесенные изменения в законодательство позволяют создавать единые кадровые службы районного, городского и областного уровней. То есть кадровыми вопросами будут заниматься профессионалы, а не «совместители». Широкое использование возможностей «электронного правительства» в деятельно­сти кадровых служб государственных органов будет направлено на повышение эффективности принятия кадровых решений, в свою очередь использование системы электронного документооборота и интернет-портала государственных органов позволит максимально упростить и оптимизировать как внутренние, так и внешние процедуры деятельности государственных органов. Согласно лучшей мировой практике, эффективная реализация кадровой политики в сфере государствен­ной службы, в том числе в отношении корпуса высших административных государственных служащих, основана на целостной системе управления персона­лом государственной службы и ее автоматизации. Внедрение системы «е-кызмет» позволит получать полную кадровую информацию касательно государственных служащих центрального и регионального уровней в режиме онлайн: персональные данные, организационные сведения (кадровый учет), сведения о профессиональных и личностных компетенциях и т.д. В Закон «О государственной службе» введена новая глава – «Служебная этика государственных служащих». Эти нормы наряду с действующим Кодексом чести государственных служащих призваны определять основные направления в поведении государст­венных служащих при исполнении должностных обязанностей. Данные стандарты способствуют формированию определенного стиля поведения государственного служащего, соответствующего ценностям и принципам государ­ственной службы и ожиданиям общества. Также значительно проработан
механизм усиления ответственности первых руководите­лей государственных органов, в том числе вплоть до отставки, в случае совершения коррупционных правонарушений руководящими лицами в данных органах. Будет повышена эффективность деятельности дисциплинарных советов уполномо­ченного органа по делам государственной службы. Данные меры позволят усилить этические и антикоррупционные требования к государственным служащим и повысить доверие населения к государственному аппарату. Буквально на днях принят новый Закон «О государственных услугах», это полностью соотносится с нововведениями в системе государственной службы, где приоритетным показателем эффективно­сти работы государственных служащих является качество оказания государственных услуг, иными словами, государственная служба будет ориентирована на население как потребителя государственных услуг. В соответствии с новыми подходами к государственному планированию и бюджетированию деятельность государственных органов должна быть ориентиро­вана на оказание государственных услуг, вытекающих из функций и полномочий государственных органов. Для повышения эффективности деятельности государственных органов определяются нормативные, правовые, методические и организационные меры, направленные на повышение качества организации труда и менеджмента в государственных органах, процессов и процедур принятия решений, основанных на принципах транспарентности и ответственности конкретных должностных лиц. В этой связи возрастает необходимость применения информационных технологий, что направлено на оптимизацию и автоматизацию функций государственного органа при оказании услуг населению и бизнесу, сокращение административных барьеров и непосредственного контакта населения и бизнеса с государственным органом. Увеличение количества электронных государственных услуг, оказываемых на портале «электронного правительства», также является одним из ключевых инструментов повышения качества государственных услуг, в этой связи социально значимые государственные услуги государственных органов будут переведены в электронный формат. Эффективной мерой должно
стать установление контроля за соблюдением утвержденных стандартов и регламентов оказания государственных услуг. Кроме того, на постоянной основе будет установлена обратная связь с населением для оценки качества оказываемых государственных услуг, в том числе путем проведения анкетного опроса при непосредственном получении государственной услуги и социологических опросов, направленных на определение степени удовлетворенности физических и юридических лиц качеством и доступностью оказания государственных услуг. Естественно, что в новой модели государственной службы приоритетным направлением должно стать формирование положительного имиджа государственной службы, в том числе своевременное информирование и реакция на обращения граждан, и соз­дание благоприятного мнения о деятельности государственных органов на основе достигнутых результатов. В формировании положительного имиджа государственной службы основными направлениями являются соответственно повышение качества оказания государст­венных услуг и налаживание связей с общественностью. Ориентация на граждан, профессионализм, оперативность, открытость и доступ­ность должны стать основными принципами работы государственных органов. Диалог государственной службы и общественности, в том числе общественно-политических объединений, неправительственных организаций, средств массовой информации, предполагает систематическое информирование государственными органами граждан о своей деятельности, а также развитие контактов с населением и принятие на их основе взаимоприемлемых решений. В целом формирование положительного имиджа государственной службы будет являться одним из ключевых составляющих реформирования, определяющим настроенность государственных органов на конструктивное сотрудничество с обществом. Ожидаемым результатом данного этапа реформ системы государственной службы должен стать компактный эффективный государственный аппарат, обеспеченный профессиональными кадрами, способный на эффективное исполнение своих функций.
Г. Турсунбаев, руководитель департамента Агентства РК по делам государственной службы по Кызылординской области, председатель Дисциплинарного совета.
«Телефоны доверия» департамента Агентства РК по делам государственной службы по Кызылординской области: 27-72-75, 27-80-18.
Категория: ПОЛИТИКА | Просмотров: 1801 | Добавил: kv | Рейтинг: 0.0/0 |

Разделы новостей

Календарь новостей

«  Июнь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Друзья сайта

Статистика




Дизайн, разработка, поддержка - Кан Дмитрий