Главная » 2013 » Июль » 25 » КАК РОЖДАЮТСЯ УЧЕБНИКИ
КАК РОЖДАЮТСЯ УЧЕБНИКИ
07:48

ОБРАЗОВАНИЕ

КАК  РОЖДАЮТСЯ  УЧЕБНИКИ

Владимир ВОРОБЬЁВ

  Каждый исторический период требует своих учебников.  Те учебники, по которым занимались в XIX – начале  XX веков, давно лежат в музеях. Им на смену пришли учебные пособия следующего поколения. Но время идёт. Появляются новые требования к учебному процессу. Поэтому нужны  учебники с новым содержанием и структурой, соответствующие духу времени.

В 2002-2013 годах в Казахстане были изданы альтернативные учебники по физике и астрономии для             7-8 классов, которыми (наряду с учебниками других авторов) пользуются педагоги страны. Автор этих новых учебников – кызылординка Лима Фаизова, которая совместно с коллегами провела большую работу по их созданию.

Лима Фаизова после окончания Кызылординского педагогического института им. Н. В. Гоголя в 1976 году много лет преподаёт физику. Сейчас она трудится в средней школе-лицее № 23.

Л. Фаизова — почётный работник образования РК, кандидат педагогических наук, дважды была стипендиатом акима области (в 2005 и 2009 годах). В 2012 году  в номинации «Звезда года» областное управление образования вручило ей почётную грамоту как лучшему педагогу.

Работая в средней школе, Лима Фаизова всегда старалась проводить  свои уроки интересно и содержательно. Так, чтобы все ученики овладевали учебной информацией и сохраняли интерес к физике и астрономии. Во многом ей это удавалось. Опытный педагог охотно  делилась своими знаниями с коллегами. Ею опубликованы двадцать шесть научно-методических работ. Среди которых — «Инновации и реформы нужны в школе», «Полиязычие на уроках физики и во внеклассной работе» и другие…

Она постепенно пришла к мысли о том, что старые учебники по физике и астрономии для 7-8 классов, по которым училось не одно поколение, уже не соответствуют времени и морально устарели. В 2000 году решила написать альтернативные учебники, непохожие на прежние.

— Я решила это сделать           не в одиночку, — вспоминает Л. Фаизова, — прежде всего мне одной было как-то страшновато  приступать к такому ответственному делу. А во-вторых, я считаю, что коллективный труд всегда лучше индивидуального. Если люди будут увлечены созданием нового учебника, непохожего на другие, которые в тот момент существовали, то они привнесут немало своих оригинальных идей, и  учебник будет более качественным.

Со мной согласились работать учителя физики Лидия Хильченко (сш №198), Забира Сыздыкбаева (сначала сш № 6, а затем казахский гуманитарно-юридический и технический колледж), Дина Жуматаева (сш №23), Валентина Дронова (КГУ                 им. Коркыта-ата). В дальнейшем к нам при­соединилась педагог из Павлодара К. Нурумжанова.

Мы обсудили концепцию и программу учебника для седьмого класса, договорились, кто за что будет отвечать, и принялись за работу. Через полтора года книжка была готова. Я обратилась в 2002 году в издательство «Атамура», и через два года первый наш учебник вышел в свет. Конечно, было много трудностей и препятствий, но желание довести дело до конца очень помогало. Хотелось, чтобы детям было интереснее учиться, чтобы наш учебник помог им полюбить физику и астрономию.

Чем же отличается альтернативный учебник от тех, которыми пользовались тогда в школах?

По словам Л. Фаизовой, авторы прежних учебников в основном теоретики, преподают, как правило, в высших учебных заведениях и имеют небольшой опыт в средних школах.

 Альтернативные же учебники имеют другую структуру построения учебного курса (предмета). В них много практических заданий, когда на уроке применяются самые простые, имеющиеся под рукой предметы (спичечные коробки, книги, поролоновые губки, карандаши и т. д.). Дело в том, что такие же опыты в лабораторных условиях с применением специального физического оборудования во многих школах проводить нет возможности из-за отсутствия этого оборудования (нередко, к слову сказать, очень дорогого). Авторы много лет проработали в средних школах, хорошо знают  психологию детей,  какие темы им труднее даются, знают, что и как надо сделать, чтобы эти темы были интересными для ребят.

В учебно-методический комплекс входят учебник, рабочая тетрадь с рекомендациями для учителя и учеников, а также диск (электронное обеспечение учебника). Те учителя, которые преподают по старым учебникам, обычно ищут в Интернете видеосюжеты, помогающие иллюстрировать уроки. В диске альтернативного учебника всё предусмотрено. В нём есть тесты, контрольные творческие задания для самостоятельной работы дома, разные визуальные материалы. В том числе виртуальные модельные эксперименты. Это очень важное отличие от прежних учебников.

Каждый ученик, сидя за компьютером, получает индивидуальное задание на своём уровне и выполняет его самостоятельно, что даёт хороший результат в его развитии.

Учебно-методические комплексы «Физика и астрономия» для седьмого класса были изданы в 2007 и 2012 годах, а для восьмого – в 2004 и 2012 годах. Они были рекомендованы Министерством образования и науки РК для применения в средних школах страны. По этим учебникам (наряду с учебниками других авторов) занимаются  в Кызылорде и в других городах. Например, Когда Л. Фаизова проводила в Алматы мастер-класс для педагогов Казахстана на первых республиканских педагогических чтениях, к ней подошла учительница физики из Астаны и сказала: «Мы успешно пользуемся вашим учебником в Назарбаев интеллектуальной школе, конечно, вместе с учебниками других авторов. Ваш учебник хорошо дополняет их».

Категория: ОБЩЕСТВО | Просмотров: 560 | Добавил: kv | Рейтинг: 5.0/1 |

Разделы новостей

Календарь новостей

«  Июль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Друзья сайта

Статистика




Дизайн, разработка, поддержка - Кан Дмитрий