Главная » 2013 » Июнь » 29 » ДЖИХАД — ЭТО НЕ «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА», А «БОРЬБА СО СВОИМ НЕВЕЖЕСТВОМ»
ДЖИХАД — ЭТО НЕ «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА», А «БОРЬБА СО СВОИМ НЕВЕЖЕСТВОМ»
23:57
ДЖИХАД — ЭТО НЕ «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»,
А «БОРЬБА СО СВОИМ НЕВЕЖЕСТВОМ»
Кайрат Лама Шариф,
 председатель Агентства РК по делам религий
Лидер нации – Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев в своей книге «В потоке истории» писал: «История может подарить все, но независимость как форму внутренней свободы подарить нельзя. Независимость – это единственная форма бытия народа, осознающего и выступающего за право быть субъектом в потоке истории». Главным ресурсом поддержания независимого бытия, как показала более чем 20-летняя история молодого Казахстана, стала способность государства и его многонационального и многоконфессионального народа объединиться, мобилизовать свои материальные и духовные возможности во имя продвижения к этой великой цели, созиданию крепкого, конкурентоспособного государства и формированию Мәңгілік ел. Возможности молодого государства были связаны с укреплением роли духовности, возрождением религии и реконструкцией системы религиозных ценностей. Благодаря приоритетам, обозначенным Главой нашего государства, пришло четкое понимание, что, только увязав воедино материальный прогресс и фундаментальные духовно-религиозные ценности народа, можно добиться успеха в достижении эффективного развития казахстанского общества, укрепления в нем межконфессионального диалога и согласия, направленного на избежание конфликта культур и традиций. Сегодня у нас есть все основания заявить, что избранная нами с первых дней суверенитета модель межконфессионального согласия обеспечила по историческим меркам в столь короткий период создание прочного фундамента стабильного развития общества, позволила надежно противостоять современным вызовам и угрозам, добиться среди немногих стран в мире устойчиво высоких темпов экономического и социального развития. Избранная модель государственной политики в сфере религии выстояла на протяжении двух десятилетий благодаря своей конструктивности и поддержке обществом, сыграла, как признано мировым и казахстанским экспертным сообществом, решающую роль в предупреждении и нейтрализации преступных действий радикальных джамагатов. Общеизвестно, что в центре каждой цивилизации – религия, определяющая образ жизни её последователей. Ещё в большей степени это относится к исламу – регулятору всех сфер жизнедеятельности мусульманина. Фокусировка внимания на данную тему «ислам и джихадизм» важна потому, что нас ислам интересует как идеологическая практика людей, который в традиционном смысле является фактором стабилизации общества. Более того, можно полагать, что любые стратегии, рассматривающие будущую стабильность для нашего государства без учета интересов мусульман, составляющих большинство казахстанцев, могут привести к росту экстремистских проявлений. Прежде всего следует указать на то обстоятельство, что сегодня некоторые религиозно безграмотные молодые люди политизируют коранический термин «джихад». Согласно теории новоиспеченных джихадистов, весь мир разделен на «территорию ислама» (дар аль-ислам) и «территорию войны» (дар аль-харб). К первой относятся страны, находящиеся под властью мусульман, ко второй – «неверных» правителей. По убеждению террористов, «дар аль-ислам» всегда должна находиться в состоянии вечной войны с «дар аль-харб». Кроме того, некоторые идеологи радикалистов выделяют еще одну категорию земель, так называемую «территорию мирного договора» (дар ас-сулх). Это такие земли, которые не принадлежат мусульманам и не управляются ими, но их правители должны считать себя вассалами мусульманских государств и обязаны платить за это определенную дань – «джизья». По убеждению радикалов, экстремистов и террористов всех мастей с такими «джахилистскими» (невежественными) обществами надо вести «неустанную борьбу до Дня страшного суда», для чего ими используется особо интерпретируемое понятие джихада. Однако общеизвестно, что в исламе нет понятия «священная война». Это – христианский термин. По шариату же война может быть либо справедливой (оборонительной), либо несправедливой (захватнической). Под термином «джихад» в мусульманской богослов­ской литературе понимается борьба за веру, которая ведется в следующих основных формах: - «джихад сердца» или «джихад нафс» – борьба с собственными дурными наклонностями; - «джихад языка» – «повеление одобряемого и запрещение порицаемого»; - «джихад руки» – принятие соответствующих мер наказания в отношении нарушителей норм нравственности. Религиозный термин «джихад» как существительное встречается в священном Коране 4 раза: 1)- В 24-м аяте суры «ат-Тауба» («Покаяние»): «Скажи: «Если ваши отцы, ваши сыновья, ваши братья, ваши супруги, ваши семьи, приобретенное вами имущество, торговля, застоя в которой вы опасаетесь, и жилища, которые вы облюбовали, милее вам, чем Аллах, Его Посланник и борьба на Его пути, то ждите, пока Аллах не придет со Своим велением. Аллах не наставляет на прямой путь нечестивых людей»». 2)- В 52-м аяте суры «аль-Фуркан» («Различение»): «Посему не повинуйся неверующим и веди с ними посредством него (Корана) великую борьбу». 3)- В 78-м аяте суры «аль-Хадж» («Паломничество»): «Усердствуйте на пути Аллаха надлежащим образом. Совершайте намаз, выплачивайте закят и крепко держитесь за Аллаха. Он – ваш Покровитель». Вполне ясно, что в этих аятах говорится о джихаде сердца. Пророк Мухаммед, говоря о джихаде, сказал, что «величайший джихад, в котором сражается человек – джихад с самим собой». Это означает, что истинный верующий должен заглянуть внутрь себя и увидеть собственные недостатки, а затем стремиться исправить все свои ошибки. Смысл «джихада языка» лучше всех объяснил великий мыслитель казахского народа Абай в своем замечательном творении под названием «Пока не знаешь – молчи»: Ты пять врагов покори И пять друзей избери. Злословье, ложь, хвастовство, Тщету пустую и лень Смети с пути своего. Правдивость, ясная мысль, Упорство, скромность и труд - Доверься - не предадут. Будь чистым, зла сторонись, К деяньям светлым стремись, Чтоб разум жил добротой. 4)- В 1-м аяте суры «аль-Мумтахана» («Испытуемая») говорится: «О те, которые уверовали! Не берите врага Моего и врага вашего своим покровителем и помощником. Вы открываетесь им с любовью, хотя они не веруют в истину, которая явилась вам. Они изгоняют Посланника и вас за то, что вы веруете в Аллаха, вашего Господа. Если вы вы­ступили, чтобы сражаться на Моем пути и снискать Мое довольство, то не питайте к ним любви втайне». Конечно же, для человека, впервые читающего этот коранический текст, причем в отрыве от остальных аятов Священной книги, где говорится на эту же тему, и, не будучи знакомого с обстоятельствами ниспослания этих аятов, на первый взгляд может показаться, что здесь действительно идет речь о призыве убивать «язычников». Однако это глубоко ошибочное восприятие контекста аята. В этой связи для правильного понимания и осмысления аятов Корана необходимо знать, когда был ниспослан отдельно взятый аят и о каких событиях в нем в частности идет речь. Это необходимо для того, чтобы не придавать аятам, ниспосланным по какому-либо конкретному случаю, неоправданно широкого смысла, а также ложного либо двусмысленного толкования. Действительно, в отношении «джихада» в Коране содержатся четкие указания, отражающие конкретные условия деятельности Пророка Мухаммеда в мекканский период его жизни. Как известно, в 613 году Пророк Мухаммед стал открыто призывать жителей Мекки к исламу, находя всё больше сторонников среди своих друзей, близких родственников и других жителей Мекки, среди которых были в основном рабы. Распространение ислама не нравилось правящей верхушке Мекки, которая боялась потерять доходы от паломничества арабских племён к Каабе. Недовольства язычников сопровождались гонениями на мусульман, из-за чего некоторым из них в 615 году пришлось переселиться в Эфиопию. В этот тяжелый период для первых мусульман Всевышний Аллах наказал Пророку Мухаммеду: 1)- Не входить с «многобожниками мекканцами» в конфронтацию и склонять их к истинной вере – «мудростью и хорошим увещеванием». По этому случаю в 125-м аяте суры «ан-Нахл» («Пчелы») говорится: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем». 2)- Вести с врагами ислама оборонительную войну. В 190 аяте суры «аль-Бакара» («Корова») сказано: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников». В этих аятах Всевышний Аллах приказывает Пророку Мухаммеду сражаться с теми, кто сражается против него, предполагая, таким образом, самозащиту. Это подтверждается в ряде аятов, таких как 192-193 аяты суры «аль-Бакара» («Корова»): «Но если они прекратят, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный. Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия целиком не будет посвящена Аллаху. Но если они прекратят, то враждовать следует только с беззаконниками». Эти аяты Корана ясно говорят о том, что сражения необходимы в целях как самозащиты, так и для защиты слабых и угнетенных. Сражаться же разрешено лишь с вероломным врагом и с его явными союзниками. Именно поэтому Пророку Мухаммеду и его сподвижникам было велено «вести войну» в родном городе Мекке, несмотря на то, что воевать с оружием в руках, было за­прещено. В данном случае правоверным приказывалось быть усердными и старательными в религии. Именно о таком понимании вышеперечисленных аятов говорят комментарии ранних мусульман. Таким образом, как мы видим, смысл слова «джихад» в этом аяте – самый обобщенный, и комментаторы Корана из ранних поколений мусульман не ограничивали его значение понятием «война». Нам же, современным мусульманам, необходимо знать, как понимали ислам первые поколения нашей уммы, и стараться придерживаться именно такого же понимания. Однажды к Пророку Мухаммеду пришел мужчина и спросил его разрешения отправиться на войну. Пророк Мухаммед спросил его: «Жив ли кто-либо из твоих родителей?». Мужчина ответил: «Они оба живы». Пророк Мухаммед сказал: «Ты ищешь вознаграждение от Аллаха?». Тот ответил: «Да». Тогда Пророк Мухаммед повелел: «Возвращайся к своим родителям и хорошо относись к ним». В то время, как известно, по предписанию Пророка от участия в военных сражениях были освобождены несовершеннолетние, женщины, старики, умалишенные, больные и немощные, а также те, кто не получили благословения от своих родителей для участия в военных сражениях. Кроме того, было запрещено уничтожать посевы и сады на территории противника. Обобщая вышесказанное, хотелось бы заметить, что такая вариативность в посылах Пророка должна побуждать людей Сунны, считающих Пророка примером для подражания, уделять особое внимание контексту, согласно которому современные мусульмане должны принимать решения, опирающиеся на законы Ислама. И еще. Правильное толкование Корана могут дать только ученые, знающие и контекст, и историю ниспослания суры. В этой связи хотел бы сказать о том, что 25-27 мая 2012 года в Москве, затем в Грозном состоялась Международная богословская конференция под названием «Исламская доктрина против радикализма», организаторами которой выступили известные богословы из России, Кувейта, Катара и других мусульманских стран. По итогам форума была принята Декларация, в которой четко прописан тезис о том, что «в исламе джихад имеет множество широких и всеобъемлющих смыслов. Джихад не сводится только к ведению боя и применению оружия в отношении противника. Сводить понятие джихада только к ведению боя, не учитывая при этом другие составляющие джихада, связанные с действиями по помощи религии Аллаха, неправомерно. Такой подход зачастую становится поводом для клеветнических и неуместных измышлений. Джихад осуществляется на пути Аллаха и не должен превращаться в смуту. Именно в этом заключается высочайшее предназначение джихада. Джихад является важным средством следования людей прямым путем к истине и служения Богу». И является джихад таковым потому, что практически год тому назад учеными-богословами была разработана специальная концепция, суть и содержание которой соответствует цивилизованному характеру и миссии мусульманской религии, которая не считает джихад «разрушительным проектом» или «планом мести», тем более что ислам запрещает несправедливость любого рода. Собственно признание джихада «важным средством следования людей прямым путем к истине и служения Богу» фиксирует его существенную характеристику, не подлежащую какой-либо иной фальсификации. В этой связи весьма поучительны выводы Председателя Совета муфтиев России Рафиля Гайнутдина о том, что «ложной и противоречащей Корану и Сунне является трактовка «джихада» отдельными экстремистскими псевдоисламскими группами, а также рядом СМИ, как «война с неверными», ибо война для обращения в свою веру, равно как и захват чужого, считается в исламе вообще недопустимыми». Чтобы окончательно рассеять заблуждения, бытующие в нашем обществе относительно понятия «джихад», хотел бы обратить внимание на одно важное обстоятельство. Дело в том, что в терминологии ислама слово «джихад» рассматривается в более общем контексте: как борьбу на пути Аллаха, то есть любые усилия, прилагаемые мусульманином для того, чтобы жить в соответствии с повелениями Аллаха. И тому доказательства слова Всевышнего, сказанные в Коране: «Верующие – это только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и положили свое имущество и свою жизнь на путь Аллаха. Они- то и есть искренние верующие» (11-аят суры «аль-Худжурат» («Покой»)). Отмечая реальность, важность этих предпосылок, следует подчеркнуть, что и в Коране, и в исламской литературе слово «джихад», означающее с арабского «усердие», «усилие», «приложение всех сил», «стойкое перенесение тягот во имя достижения цели», имеет в современном миропонимании совершенно иное, более глубокое и гуманное толкование: «жертвовать на пути Аллаха своим имуществом и своей душой, трудиться, прилагать усилия на пути Аллаха и во имя Аллаха». Согласно Корану, джихад затрагивает многие аспекты жизни человека на различных уровнях. В настоящее время в мусульманском мире джихад в широком смысле трактуется как приложение максимальных усилий для достижения экономической мощи путем осуществления программ социально-экономического развития и выполнение конкретных задач. Например, борьба с опустыниванием земель, борьба за урожай, ликвидация неграмотности и т.п. Поэтому Министерство сельского хозяйства Ирана называется Министерством сельского джихада. К сожалению, сегодня террористы используют концепцию джихада в оправдании убийства тех лиц, кто не поддерживает их взгляды. Эта когорта преступников возвела джихад в столпы ислама, делая из пяти столпов – шесть. Иными словами, этот искусственно насаждаемый вид псевдоверы отчетливо проявляется в радикальных исламских группах, ассо­циируясь с угрозами и вызовами государству и обществу. Такие подходы и стратегии приверженцев исламского радикализма в современном мире порождают религиозный экстремизм и даже – международный терроризм. По имеющимся данным, в мире ежегодно совершаются от 320 до 660 террористических актов, три четверти из которых приходятся на исламских террористов. Общность всех форм и видов терроризма – в насильственном насаждении мировоззрения, идеологии, морали, своего образа жизни, в использовании убийств мирных жителей, угрозы убийств или других форм насилия в качестве главного средства достижения целей. Процессы распространения экстремистской и террористической идеологии, прикрывающейся религией, в последнее время практически во всем мире приобретают все более масштабный характер, что является реальной угрозой стабильности в человеческом обществе. Именно поэтому Лидер нации Нурсултан Абишевич Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» определил противодействие всем формам и проявлениям радикализма, экстремизма и терроризма важнейшим направлением работы государства и его институтов. При этом особое внимание в Послании акцентировано на необходимости усиления профилактики религиозного экстремизма в обществе, прежде всего в молодежной среде, а также формирования у населения религиозного сознания, соответствующего традициям и культурным ценностям светского государства – Республики Казахстан. В настоящее время по поручению Президента Н.А. Назарбаева разработана Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан, которая рассчитана на пятилетний срок. Цель данной Программы – обеспечение безопасности человека, общества и государства посредством предупреждения проявлений религиозного экстремизма и предотвращения угроз терроризма. К 2017 году население Казахстана, в том числе молодежь и особенно лица, склонные либо подверженные влияниям радикальной идеологии на религиозной основе, будут охвачены комплексной профилактической работой, направленной на формирование сознания, не приемлющего идеи экстремизма и терроризма. С начала текущего года Агентством по делам религий уже проведены 5 крупномасштабных республиканских форумов на темы: «Религия и женщина» в Алматы, Атырау и Кокшетау; «Таблиги джамагат – деструктивное течение» в Жамбылской области; «Молодежь и религия» и молодежная акция «Молодежь против экстремизма» в Атырау; «Ислам против терроризма» в Кокшетау; «Такфиризм – одна из самых опасных разновидностей религиозного экстремизма» в Жезказгане; «Ислам и джихадизм» в Актау. До конца текущего года и в других регионах нашей страны намечено проведение общественно и политически значимых мероприятий, направленных на консолидацию казахстанского общества, патриотическое воспитание молодежи, на выработку иммунитета общества и личности против влияний псевдорелигиозных течений. Так, Агентством запланировано проведение республиканских конференций по таким актуальным и острым проблемам, как «Салафизм – основа радикальных течений» в Актобе, «Ваххабизм — не наш путь» в Семее, «Религия и патриотизм» в Петропавловске и др. В заключение хотелось бы отметить, что для эффективного выполнения поставленных Главой государства перед нами задач по противодействию религиозному экстремизму и терроризму деятельность Агентства по делам религий будет только наращиваться.
Категория: ОБЩЕСТВО | Просмотров: 342 | Добавил: kv | Рейтинг: 0.0/0 |

Разделы новостей

Календарь новостей

«  Июнь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Друзья сайта

Статистика




Дизайн, разработка, поддержка - Кан Дмитрий